• Главная

Кафедра английского языка

Гульнара Раилевна Биккулова

Заведующая кафедрой

кандидат педагогических наук, доцент

E-mail

aquarius-70@mail.ru

Телефон

+7 (495) 939-32-34


+7 (495) 939-29-95

Студенты начинают сотрудничество с кафедрой английского языка сразу после зачисления на первый курс и получения студенческих билетов. До начала своего первого учебного года студенты проходят обязательное дистанционное тестирование, результаты которого позволяют осуществить распределение по учебным группам с примерно одинаковым уровнем владения английским языком. Тестирование проводится с помощью тестов, разработанных коллективом кафедры, и их выполнение (в процентном соотношении) дают объективную оценку школьных знаний студентов по английскому языку. От тестирования освобождаются студенты, изучавшие в школе другие языки. Они автоматически зачисляются в группу начинающих. Студенты, показавшие высокий процент в предварительном тестировании имеют возможность быть зачисленными в так называемые продолжающие или спецгруппы и работать по интенсивной программе.

 

Все студенты в конце каждого семестра сдают обязательный зачет. Кафедра разработала основные критерии текущего и итогового контроля, которые, помимо требования владеть на необходимом уровне изученным материалом (успеваемость), включают посещаемость и активность (активное участие во всех видах деятельности, предлагаемых на семинарских занятиях). Студенты, работа которых отвечает данным критериям, могут получить зачет-автомат.

 

После 4 семестра студенты сдают экзамен по всему курсу английского языка, причем оценка за этот экзамен проставляется в диплом.

 

На химическом факультете, согласно разработанной программе, курс английского языка включает обучение:

  • чтению с полным или частичным пониманием и переводу на русский язык литературы по специальности;
  • умению вести беседу как по своей специальности, так и на бытовые и общественно-политические темы;
  • умению письменно составить аннотацию, резюме и реферат по прочитанной литературе, написать деловое письмо, а также письменно изложить свои мысли на английском языке;

 

На экзамене студентам предлагается:

 

  • письменно перевести текст на химическую тематику с английского языка на русский (2500 печатных знаков за 45 минут);
  • прочитать, понять и изложить своими словами на английском языке содержание текста по химии или ответить на ряд вопросов (время на подготовку - 5-7 мин.)
  • прочитать статью из английской газеты на общественно-политическую тематику и дать ее устное краткое изложение на английском языке (время на подготовку – 5 мин.);
  • побеседовать с экзаменатором на темы, связанные с научной деятельностью.


Помимо этого, на последнем перед экзаменом занятии студенты пишут резюме текста по химии на английском языке. Оценка за эту работу входит в общую экзаменационную отметку.

 

Кроме занятий со студентами в учебно-педагогическую деятельность кафедры входят занятия с аспирантами химического факультета, начиная с приема вступительного экзамена в аспирантуру и заканчивая приемом кандидатского минимума. Курс английского языка для аспирантов рассчитан на 100 часов аудиторной работы и 40 часов на самостоятельную работу, и целью этого курса является дальнейшее развитие умения читать, переводить, говорить, понимать и писать на английском языке.

 

Вступительные экзамены в аспирантуру состоят из:

 

  • письменного перевода текста по специальности с английского языка на русский;
  • беседа на английском языке по прочитанному на экзамене тексту, а также о научной работе экзаменующегося.

 

Кандидатский экзамен по английскому языку включает в себя:

 

  • письменный перевод сложного текста по химии с английского языка на русский (3000 печатных знаков за 45 мин.);
  • краткое изложение на английском языке другого текста по специальности (учитывается умения извлекать главное из прочитанного и композиционно оформить изложение);
  • чтение и краткий пересказ статьи из английской газеты на английском языке (сюда может быть включена беседа с экзаменатором по вопросам внешней и внутренней политики России);
  • беседа со специалистом-химиком, отлично владеющим английским языком, на темы диссертационной работы.


Для последнего аспекта аспиранты готовят письменный реферат (обзор литературы на английском языке, рекомендованной научным руководителем) и делают устные доклады в процессе обучения.

 

Практически использовать полученные знания студенты и аспиранты могут на научных конференциях, которые раз в год проводит кафедра. Такие научные конференции, как правило, входят в состав ежегодных Ломоносовских чтений, проводимых на химическом факультете. Здесь участники (студенты и аспиранты), заявившие о себе в научном мире и отлично владеющие английским языком представляют на суд сокурсников, коллег и компетентного жюри свою научную работу. В состав жюри входят специалисты-химики и преподаватели английского языка. Студенты и аспиранты – участники конференции – получают возможность опубликовать тезисы своих докладов в специальном сборнике факультета, а занявшие призовые места награждаются грамотами и призами кафедры.

 

Для усовершенствования учебного процесса кафедра английского языка планирует:

 

  • внедрить компьютерные методы обучения для самостоятельной работы студентов и аспирантов;
  • шире использовать аудиовизуальные средства обучения;
  • уделять больше времени развитию устного научного общения за счет увеличения самостоятельной работы студентов и аспирантов над чтением и письмом;
  • изыскивать возможности для организации обмена студентами, аспирантами и сотрудниками с университетами и колледжами США и Великобритании для совершенствования английского языка;
  • расширить границы стажировки преподавателей кафедры, переходя от повышения квалификации в московских языковых вузах и университетах к обмену профессиональным опытом с иностранными специалистами как в России, так и за рубежом.

Английский язык для современного ученого-химика является основным языком при поиске информации, общении с коллегами в мире и публикации результатов своих исследований. В связи с этим на химическом факультете МГУ преподаванию английского языка студентам и аспирантам традиционно уделяется большое внимание. На факультете более 50 лет работает собственная кафедра английского языка, преподаватели которой разрабатывают учебники для ВУЗов по специальному английскому – английскому для химиков, ведут исследовательскую работу в области педагогики. Кафедра английского языка, стала одним из первых подразделений факультета, в котором началось внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебную деятельность.

 

Входное тестирование первокурсников по английскому языку

 

Авторский коллектив: Шведова Елена Владимировна, Марьяновская Ольга Викторовна, Петрова Елена Петровна, Миняйлов Владимир Викторович, Кутепова Маргарита Михайловна

 

Первая задача, которая была успешно решена с помощью использования ДОТ – это снижение трудоемкости входного тестирования первокурсников на знание английского языка, результаты которого используются при формировании учебных групп. Традиционно такое тестирование проходило перед первым сентября очно на бумаге, а для проверки работ требовались большие людские ресурсы и трудозатраты. В 2008 году такое тестирование было дополнено возможностью выполнения теста дистанционно, из дома, в течение недели до даты очного тестирования. Последующая проверка на очных занятиях в течение семестра показала, что достоверность результатов дистанционного тестирования не хуже очного. При условии добровольности выбора формы тестирования, дистанционная форма практически вытеснила очную (рисунок 1), что кардинально сократило время получения требуемого результата, времени работы и числа преподавателей, задействованных в очном тестировании.

 

Учебно-методический комплекс дистанционной поддержки базового курса английского языка для химиков для студентов химического факультета МГУ

 

Авторский коллектив: Кутепова Маргарита Михайловна, Биккулова Гульнара Раилевна, Рогоцкая Ирина Анатольевна, Александрова Ольга Юрьевная, Абрамова Елена Павловна, Миняйлов Владимир Викторович

 

В 2012-2013 учебном году для программы английского языка для студентов химического факультета разработан электронный курс дистанционной поддержки очного обучения. Методической основой для него послужили базовый для программы учебник М.М. Кутеповой "The World of Chemistry" и авторские материалы преподавателей кафедры английского языка. Дистанционная поддержка очного обучения используется в ходе самостоятельной индивидуальной работы студентов преимущественно с тестовыми заданиями, насыщенными различными интерактивными элементами и полностью охватывает лексический, грамматический и фонетический материал в рамках предъявляемых в программе требований.

 

Процесс разработки электронного курса вызывает активный интерес со стороны студентов и проходит в тесном взаимодействии с ними. По отзывам тестовой группы корректируются как задания, так и способы их визуализации. Например, курс адаптируется для удобства работы с ним не только с компьютера, но и с мобильного телефона. У студентов, пользующихся ДОТ отмечается явный положительный эффект, по сравнению с контрольной группой, обучающейся по традиционной методике. В качестве положительного эффекта обучаемые отмечают расширение словарного запаса, легкость усвоения лексики вследствие многократного повторения ее в различных тестовых ситуациях, выбор времени, места и темпа занятий, возможность аудирования, недоступную при "традиционном" выполнении домашних заданий, экономию времени.

 

Интерес учащихся к электронным курсам и понятный, причем сильный, положительный эффект от их использования создали предпосылки как для дальнейшего использования дистанционных образовательных технологий в преподавании английского языка на факультете, так и для развития новых форм взаимодействия очного и дистанционного в обучении.

 

Учебно-методический комплекс "Курс английского языка для аспирантов-химиков "The Wonders of Chemisry""

 

Авторский коллектив: Кутепова Маргарита Михайловна, Андреева Ольга Корнеевна, Миняйлов Владимир Викторович, Шведова Елена Владимировна, Ярослав Коваль, Гончеренко Светлана

 

Для аспирантов химического факультета создана и уже более двух лет развивается на базе дистанционных образовательных технологий программа поддержки оригинального очного курса английского языка для химиков "The Wonders of Chemisry". Она позволила по максимуму освободить время очных занятий для общения, выведя значительный объем материала на самостоятельную работу с автоматизированным или преподавательским удаленным контролем через систему дистанционного обучения. В результате учащиеся научились понимать английскую речь и лучше выражать свои мысли, что принципиально важно для профессиональной карьеры специалиста.

Все поступающие в аспирантуру сдают вступительные экзамены по одному иностранному языку в объёме действующей программы для высших учебных заведений.


На вступительном экзамене предъявляются следующие требования:


Письменный перевод со словарём оригинального текста по специальности с английского на русский (Объём текста 2000 п.зн., время – 60 минут);

Чтение с непосредственным пониманием и краткий пересказ оригинального текста по широкому профилю вуза. Текст должен содержать не более 3 – 4х незнакомых слов, которые можно понять из контекста. (Объём текста 1200-1500 п.зн.);

Беседа по специальности с экзаменатором.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ В АСПИРАНТУРУ:


Поступающие в аспирантуру должны:


знать: языковой материал, на базе которого развиваются речевые умения и навыки, куда входит: 1. фонетика, 2. лексика и словообразование, 3. грамматика (для активного и пассивного усвоения) – курс английского языка для университетов.


уметь: выражать свои мысли в устной форме по пройденной тематике; понимать на слух тексты, содержащие усвоенный лексический и грамматический материал; излагать содержание оригинального текста по специальности на английском языке; читать без словаря оригинальную литературу по специальности.


владеть: речевыми навыками и умениями, необходимыми для чтения оригинальной литературы по специальности, для выражения своих мыслей в монологической и диалогической форме и для восприятия устного речевого сообщения по специальности на иностранном языке. 


иметь опыт деятельности: вести дискуссии в научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения.



Требования к владению материалом:


Лексический материал.


Активное владение приблизительно 1200-1500 лексическими единицами (активный словарь поступающих).


Словообразование.


Моделирование имен существительных с помощью суффиксов: -er, -ing, -ment, -tion (sion), -ness, -ity,-ism,-(i)ty,-ing;

имен прилагательных с помощью суффиксов -у, -less, -able, -ful, -ic/-ical, -al, -ish, -ous;


имен числительных с помощью суффиксов -teen, -ty, -th;


наречий с помощью суффикса -lу;


глаголов с помощью –en.


Знание префиксов un-, in-, im-, il-, ir-, re-, dis-.


Конверсия.


Словосложение.


Синтаксис.


Употребление простого (нераспространенного, распространенного) предложения с глагольным и именным сказуемыми.


Употреблениебезличныхпредложенийтипа: It is difficult to carry out this experiment.


Употребление сложного дополнения после глаголов smell, feel, sound, tasteи т.д.


Субстантивация прилагательных.


Морфология.


Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.


Местоимение. Личные местоимения (в именительном и объектном падеже).


Притяжательные местоимения.


Абсолютная форма притяжательных местоимений.


Указательные местоимения.


Возвратные местоимения.


Вопросительныеместоимения.


Неопределенные местоимения.


Производные местоимения от some, any, no, every.


Местоимение one.


Местоимение it.


Местоимение none.


Глагол. Употребление в настоящем неопределенном времени (The Present Indefinite Tense / Present Simple): а) для выражения обычных, повторяющихся, постоянных действий, происходящих регулярно в рамках настоящего времени, но не соотнесенного с моментом речи (I usually go to work by bus.); б) для выражения действия, соотнесенного с моментом речи, но с глаголами, которые в продолженных временах обычно не употребляются (глаголы типа know, want, understand) (I don't understand you./He doesn't want to go there.); в) для выражения действий, которые произойдут в ближайшем будущем, если они запланированы, произойдут согласно программе, расписанию, и т.д. (When does the lecture begin?); г) для выражений будущих действий в придаточных времени и условиях (I won't pass this exam if I miss lectures.)


Употребление в прошедшем неопределенном времени (The Past Indefinite Tense / Past Simple): а) для обозначения действий, которые происходили в прошлом и не имеют связи с настоящим (Last holidays we spent in Spain.); б) для обозначения действий, которые происходили в течение некоторого времени в прошлом (It rained all day yesterday.); в) для обозначения последовательных действий в прошлом (Не came into the room, took off his coat and put it on the chair.). Употребление конструкций used to + infinitive и would + infinitive для обозначения повторяющихся действий в прошлом или постоянно имевших место действий в прошлом (We used to swim a lot when we lived in Los Angeles.)


Употребление в будущем неопределенном времени (The Future Indefinite Tense / Future Simple) для выражения действий, которые произойдут в будущем (однократные действия и регулярно повторяющиеся действия в будущем (They will have English classes on Tuesday.). Использование оборота to be going to для выражения запланированного будущего времени (They are going to attend this conference next Friday.)


Употребление в настоящем продолженном времени (The Present Continuous Tense / Present Progressive); а) для обозначения длительного незавершенного действия, происходящего в момент речи (Look! They are reading a newspaper.) или более обширный временной срез, нежели непосредственно момент речи (Are you driving tonight?); б) для обозначения будущего запланированного действия, которое произойдет в ближайшем будущем, особенно с глаголами движения и глаголом have (When are they leaving? We are having a party next Sunday night.)


Употребление в прошедшем продолженном времени (The Past Continuous Tense / Past Progressive) для обозначения незаконченного продолженного времени в прошлом, которое происходило в определенный момент в прошлом (Не was reading a newspaper at 5 o'clock yesterday.), в придаточных, вводимых союзом while (While the lecturer was explaining the theme students were writing down some notes.), а также в главном предложении с придаточными, вводимыми союзом when для выражения действия, происходившего в прошлом одновременно с действием, описываемым в главном предложении (I was watching television when you phoned me.)


Употребление в будущем продолженном времени (The Future Continuous Tense / Future Progressive) для выражения длительного действия, которое будет происходить в определенный момент в будущем (My colleague will be crossing the Atlantic ocean at this time tomorrow.)


Употребление в настоящем совершенном времени (The Present Perfect Tense / Present Perfect) для обозначения действия уже законченного, имевшего место в прошлом, но имеющего связь с настоящим или через результат действия (Oh dear! I have broken laboratory glassware!) или через временной срез, т.к. настоящее совершенное время используется для выражения действия или состояния, которое началось в прошлом и продолжается момент речи, в частности для глаголов to be, to have, to know (I have known the Browns for twenty years / He has had that program since November.)


Употребление в настоящем совершенном продолженном времени (The Present Perfect Continuous Tense/Present Perfect Continuous) для выражения длительного действия, которое началось и еще совершается в настоящее время (I have been working for the company for 5 years.) или: непосредственно перед моментом речи и связано с настоящим результатом (You look better. Have you been consulting your doctor?)


Употребление в прошедшем совершенном времени (The Past Perfect Continuous Теnse) для выражения действия, закончившегося к определенному моменту в прошлом. I had finished my work by 5 o'clock. When we entered the hall the curtain had already risen.)


Употребление согласно правилу согласования времени. Не said he would go there. — Он сказал, что поедет туда. Не said he lives in Paris. — Он сказал, что живет в Париже. Не said he had lived in London before he came to Paris. — Он сказал, что жил в Лондоне, прежде чем приехал в Париж. John said he was leaving two hours later. — Джон сказал, что он уезжает через 2 часа. I explained to my groupmate that Port Said is in Egypt. Я объяснил своему одногруппнику, что Порт-Саид находится в Египте. Mary said she graduated from the University of Moscow in 1995. — Мария сказала, что окончила московский университет в 1995 году.


Употребление в страдательном залоге (The Passive Voice) вследующих видо-временных формах — Present Indefinite Passive (Oranges are grown in hot countries.); Past Indefinite Passive (The papers were typed 3 hours ago.); Future Indefinite Passive (The answer will be given immediately.); Present Continuous Passive (A new center is being built in our street.); Past Continuous Passive (The secretary said the document was being typed at the moment.). Употребление в так называемом предложном пассиве (The Prepositional Passive) — The book is much spoken about. This journal was referred to. Chemical methods of purifying water will be given much attention to.


Употребление в повелительном наклонении (утвердительная и отрицательная формы) — Go there. Don't talk!


Специфика употребления глаголов to be, to have (have got), to do, to feel, to think. Употребление модальных глаголов can, may, must, should, ought to, to be to, to have to (have got to), need. Употребление фразовых глаголов типа put on, look at и т.д.


Употребление неличных форм — инфинитив, герундий, первое и второе причастия.


Употребление в конструкции "сложное дополнение" (Complex Object) после глаголов hear, see, notice, watch, feel (I saw her crossing the street. I saw her cross the street.), после глаголов want, expect иоборота would like (I would like you to meet my friend.), после глаголов make и let в активном и пассивном залогах (We'll make them do it./They were made to do it./Let him do it. /He was allowed to do it.).


Наречие. Наречие времени (неопределенного времени), места, образа действия, меры и степени. Степени сравнения наречий. Место наречий в предложении. Наречия для определения прилагательных, наречий, глаголов, причастий.


Предлог. Предлоги места, направления, времени (и их отсутствие). Специфика предлогов for, during, from, since, in, on, at, to, into, out of, about, of, with, by ит.д.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ:


УМК "Английский язык для химиков" "The World of Chemistry" (авт. Кутепова М.М.)

Учебник "Практический курс грамматики английского языка" (авт. Успенская Н.В., Михельсон Т.Н.)

Андреева Ольга Корнеевна

Старший преподаватель

Аникина Алла Владимировна

Старший преподаватель

Биккулова Гульнара Раилевна

Заведующий кафедрой

Зотова Екатерина Львовна

Старший преподаватель

Кирюшкин Евгений Владимирович

Старший преподаватель

Конельская Елена Александровна

Старший преподаватель

Паевский Евгений Несторович

Старший преподаватель

Разумных Елена Валерьевна

Доцент

Рогоцкая Ирина Анатольевна

Старший преподаватель

Тютина Светлана Владимировна

Старший преподаватель

Шведова Елена Владимировна

Старший преподаватель

Шингарева Анна Сергеевна

Старший преподаватель

Эйсмонт Никита Викторович

Старший преподаватель