| Содержание школьного учебника 8-го класса
Данный учебник написан преподавателями химического факультета МГУ им. М. В.
Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются простота и наглядность
изложения материала, высокий научный уровень, большое количество иллюстраций,
экспериментов и занимательных опытов.
Учебник полностью соответствует требованиям обязательного минимума
содержания основного общего образования и авторской программе.
|
Глава 1. Первоначальные химические понятия
§ 1. Вещества.
§ 2. Агрегатные состояния вещества.
§ 3. Работа в химической лаборатории.
§ 4. Индивидуальные вещества и смеси.
§ 5. Разделение смесей.
§ 6. Физические и химические явления.
§ 7. Химический элемент. Символы элементов.
Распространенность элементов на Земле и в
космосе.
§ 8. Атомно-молекулярная теория. Молекула.
Вещества молекулярного и немолекулярного
строения.
§ 9. Закон постоянства состава веществ, имеющих
молекулярное строение.
§ 10. Классификация веществ. Простые и сложные
вещества.
§ 11. Понятие об относительной атомной и
молекулярной массе.
§ 12. Закон сохранения массы веществ. Уравнения
химических реакций.
§ 13. Типы химических реакций.
Глава 2. Кислород. Оксиды. Валентность
§ 14. Кислород как химический элемент.
§ 15. Физические свойства кислорода.
§ 16. Получение кислорода в лаборатории.
§ 17. Химические свойства кислорода.
§ 18. Валентность. Составление формул оксидов.
§ 19. Воздух.
§ 20. Горение веществ на воздухе.
§ 21. Получение в промышленности и применение
кислорода.
Глава 3. Водород. Кислоты. Соли
§ 22. Водород как химический элемент.
§ 23. Водород как простое вещество. Физические
свойства водорода.
§ 24. Получение водорода в лаборатории.
§ 25. Химические свойства водорода.
§ 26. Применение водорода. Получение водорода в
промышленности.
§ 27. Кислоты.
§ 28. Соли.
§ 29. Ангидриды кислот.
Глава 4. Вода. Растворы. Основания
§ 30. Вода.
§ 31. Вода как растворитель. Растворимость твердых
веществ в воде.
§ 32. Растворимость газов и жидкостей в воде.
§ 33. Концентрация растворов. Процентная
концентрация и массовая доля растворенного
вещества.
§ 34. Плотность растворов. Приготовление
растворов.
§ 35. Химические свойства воды.
§ 36. Основания.
Глава 5. Основные классы неорганических
соединений
§ 37. Оксиды.
§ 38. Реакция нейтрализации. Взаимодействие
оксидов с кислотами и основаниями.
§ 39. Реакции обмена в водных растворах.
§ 40. Генетическая связь между важнейшими
классами неорганических веществ.
Глава 6. Периодический закон и периодическая
система элементов Д.И. Менделеева
§ 41. Первые попытки классификации химических
элементов.
§ 42. Амфотерность.
§ 43. Периодический закон Д.И. Менделеева.
§ 44. Периодическая система элементов Д.И.
Менделеева.
§ 45. Характеристика элемента по его положению в
Периодической системе. Предсказание свойств еще
не открытых элементов.
Глава 7. Строение атома. Современная
формулировка Периодического закона
§ 46. Ядро атома. Изотопы.
§ 47. Радиоактивность. Ядерные реакции.
§ 48. Строение электронных оболочек атомов.
§ 49. Электронные конфигурации атомов.
§ 50. Периодическое изменение свойств в периодах и
главных подгруппах. Электроотрицательность.
Глава 8. Химическая связь
§ 51. Химическая связь и энергия молекулы.
§ 52. Ковалентная связь. Электронные формулы
молекул.
§ 53. Полярная и неполярная связь. Свойства
ковалентной связи.
§ 54. Ионная связь.
§ 55. Металлическая связь.
§ 56. Валентность и степень окисления.
Глава 89. Газы, жидкости и твердые
веществаХимическая связь
§ 57. Твердые вещества.
§ 58. Жидкие вещества.
§ 59. Газы.
Практикум
Правила работы в школьной химической
лаборатории.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила безопасности при работе в
химической лаборатории.
Практическая работа 2. Очистка загрязненной
поваренной соли.
Практическая работа 3. Получение и свойства
кислорода.
Практическая работа 4. Приготовление раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа 5. Получение медного
купороса.
Практическая работа 6. Экспериментальное решение
задач по теме "Основные классы неорганических
соединений".
Занимательные опыты по химии:
Сатурново дерево
Человек в меховой шубе
Огненный шар
Мыльные пузыри
Золотой дождь
Иней на деревьях
Узоры на стекле
Кристаллизация пересыщенного раствора
Выращивание кристаллов
Получение малахита
Получение железного купороса
Получение горькой соли
Приложение
Таблица 1. Физические свойства некоторых
веществ
Таблица. 2. Свойства оксидов.
Таблица. 3. Методы получения оксидов
Таблица 4. Названия важнейших минеральных кислот
и их солей.
Таблица 5. Химические свойства кислот
Таблица 6. Методы получения кислот.
Таблица 7. Физические свойства оснований.
Таблица 8. Химические свойства оснований.
Таблица 9. Методы получения оснований.
Таблица 10. Химические свойства амфотерных
гидроксидов
Таблица 11. Получение амфотерных оснований
Таблица 12. Классификация солей
Таблица 13. Значения электроотрицательности
элементов по Полингу
За страницами учебника.... (литература для
дополнительного чтения)
Предисловие
Дорогие восьмиклассники!
Вы приступаете к изучению нового предмета - химии. Вместе с биологией и
физикой химия принадлежит к числу естественных наук - наук, изучающих природу
и происходящие в ней изменения. Как вы знаете, объектом изучения биологии
являются живые организмы: растения, животные и человек. Физика исследует
наиболее общие законы и явления природы. В центре внимания химии находятся
вещества. Некоторые из них - воздух, вода, стекло, сахар, железо, поваренная
соль - знакомы вам с детства, другие предстоит изучить.
Машины, мебель, почва, пища и, наконец, наш собственный организм - все это
состоит из веществ. Их число огромно - более 20 миллионов. Лишь незначительная
часть этих веществ дана нам природой в готовом виде - например, кислород, вода,
белки, нефть, золото; другие вещества, такие как сера, бензин, сахар, -
выделяют из природного сырья. Но самое большое число веществ, которых раньше в
природе не существовало, получено человеком. Это пластмассы, керамика,
лекарства, красители, а также многие соединения, которые бесполезны с
практической точки зрения, но обладают интересными для ученых свойствами.
Свойства веществ можно понять, лишь обладая определенными знаниями. Так,
чтобы научиться читать, надо сначала выучить буквы. Химия тоже имеет свой
собственный язык - язык формул и уравнений. Ежегодно ученые синтезируют тысячи
новых веществ, каждому из которых присваивают название, поэтому язык химии
развивается так же стремительно, как и сама наука.
Окружающий нас мир постоянно изменяется. Каждую секунду происходит
множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются
в другие. Мы сделали вдох, и в организме начались реакции окисления
органических веществ. Мы сделали выдох, и в воздух попал углекислый газ,
который в растениях превратится в углеводы. Некоторые химические превращения
можно наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов или
свертывание крови. В то же время подавляющее большинство реакций протекают
незаметно для нас. Для того чтобы познать суть происходящих процессов и
научиться ими управлять, человеку и нужна химия.
Почему бензин горит, а вода - нет? Можно ли вырастить синие розы и красные
васильки? Как получить новые вещества, которых нет в природе? Почему изделия
из капрона нельзя гладить горячим утюгом? Отчего желтеют листья? Ответы на эти
и многие другие вопросы дает химия.
Конечно, можно жить и не задумываться о том, что мы видим вокруг, не
задавать лишних вопросов и не стремиться найти на них ответы. Можно дышать
воздухом и не знать, что в нем есть кислород, пить газировку и не
догадырваться, какой газ из нее выделяется, жечь костер и не понимать, почему
горят дрова. На наш взгляд, отсутствие элементарных знаний по химии, как,
впрочем, и многих других знаний, ограничивает кругозор и сужает круг общения.
Как было написано на одной из шумерских табличек около четырех тысяч лет назад,
<знающий может показать табличку знающему, но не незнающему>. Стремитесь стать
людьми знающими!
Для большинства из вас наш учебник окажется первой книгой по химии. С ней
вы попадете в совершенно новый мир науки и узнаете много интересного об
окружающих вас веществах. Но помните, что учебник - это не магическая книга,
где, по представлениям древних, содержались ответы на все вопросы. Здесь
приведены лишь элементарные химические понятия - своеобразная химическая
азбука. Однако без этих знаний дальнейшее изучение науки окажется невозможным.
Желаем вам успехов в изучении химии!
|