Программа курса химии
для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Программа курса химии основной
общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 – 9 классов. От типовых
программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее
отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более
точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного
естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с
окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким
образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и
понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются
"кабинетным знанием" узко ограниченного круга лиц, чья научная или производственная
деятельность тесно связана с химической наукой.
Настоящая программа
составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основного
образования, а также полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки
выпускников основной общеобразовательной школы. Программа
рассчитана на 136 ч — по 2 ч в неделю в каждом классе.
В течение первого года обучения химии (8
класса) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических
навыков, "химического языка" и химического мышления в первую очередь на
объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8
классе авторы сознательно избегают сложного для восприятия учащихся понятия
"моль", практически не используют расчетные задачи. Основная идея этой части
курса – привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных
по классам, а также показать связь между их строением и свойствами. На втором
году обучения (9 класс) введение дополнительных химических понятий чередуется с
рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе
кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме,
предусмотренном обязательным минимумом.
В целях развития химического взгляда на мир в курсе
проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе
элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами тех объектов,
которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались
ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся
предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс,
фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен
круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне,
не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы
обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и
обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи
постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с естественными и
гуманитарными науками.