На главную страницу журнала | На первую страницу сайта |
Фотоаппараты и кассеты
"Полароид" стали для нас
уже обычными. Но все равно мне
очень хотелось бы узнать, как
же получаются моментальные
снимки. Виктор Зайцев, Санкт-Петербург |
Любознательным фотолюбителям предлагаем разобраться вместе. Если у вас найдется неудачный снимок, сделанный "Полароидом", не спешите его выбрасывать. Отрежьте боковую белую полосочку и разделите пластинку на две половинки. На одной вы увидите светлую массу, покрывающую черную подложку - ту, которую мы встречаем на обороте любого полароидного снимка. На другой половинке с лицевой стороны под защитной полимерной пленкой по-прежнему держится изображение (оно образовалось в так называемом приемном слое), а с "изнанки" все тоже покрыто светлой массой. В традиционных фотоматериалах процесс идет в две стадии - вначале на пленке образуется негативное изображение, а при печати на бумаге - позитивное. Здесь же все укладывается в одну стадию. Ведь полароидная пластинка - это не что иное, как соединенные вместе негативная пленка, проявитель, фиксаж и "фотобумага". Светлая масса, которую вы увидели на внутренней поверхности половинок снимка, - это проявитель, он же фиксаж. В неиспользованной пластинке он находится в защитной капсуле - пакетике, вклеенном между двумя нашими половинками. Этот пакетик вскроется, когда после экспонирования по фотокомплекту проедутся валики. На черной половинке нанесен многослойный светочувствительный материал, фотосвойства которого такие же, как и у негативной цветной пленки. Между лицевой и тыльной частями пластинки есть воздушный зазор. Как получается фотография? Вот мы нажали на кнопку фотоаппарата и засветили светочувствительный слой - его органические красители окислились. Дальше пластинка прошла между валиками - приемный и светочувствительный слой плотно прижались друг к другу, а проявляюще-фиксирующий раствор оказался между ними. Молекулы фиксажа-проявителя лишают подвижности окисленный краситель в светочувствительном слое, а неокисленная форма красителя диффундирует в приемный слой. Мы же при этом наблюдаем, как постепенно проявляется изображение. Между прочим, красителей несколько (как правило, три), и каждый отвечает за определенный цвет, а в сумме все продиффундировавшие красители создают позитивное изображение в натуральных цветах. Краситель в приемном слое фиксируется, чтобы не блуждал туда-сюда. А называется все это - "одностадийный процесс с диффузионным переносом изображения". Кстати, именно из-за диффузии изображение на полароидных снимках слегка расплывчато. Хранятся полароидные снимки относительно недолго - десять лет - и легко выгорают на солнце. Все дело в том, что их органические красители недолговечны и нестойки.
Е.Смирнова