Под лозунгом "Сломим сопротивление “традиционных”
профессоров" бригадно-лабораторный метод
был введён в практику преподавания в 1930 г. и просуществовал 2 года. В учебные
заведения студенты поступали без экзаменов и обучались они 4 года. Дипломные
работы были отменены. Половина учебного плана приходилась на производственную
практику. Лекционные курсы были практически ликвидированы (вместо лекций –
консультации). Экзамены и зачеты были заменены коллективным отчетом бригад
студентов , включавших 3-5 человек, о проработке ими учебных занятий.
(Архив МГУ. Ф.1, опись 10, ед.хр. 1; История московского
университета в 2-х томах. М., 1955. Т.2. , с. 119-120)
"По заверениям инициаторов бригадно-лабораторного метода,
его применение должно было развивать у учащихся коллективизм, взаимопомощь,
взаимный контроль, а, следовательно, привести к лучшему овладению знаниями.
Реально же его введение имело чисто протекционистскую подоплеку – создать
особые условия для неподготовленных к обучению в университете выходцев из числа
рабочих и крестьян". (Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra
Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань: Казанск.
гос. ун-т, 2005. – С. 377–378.)
Вернуться к тексту