События и итоги
Ольга Донцова:
"Мне всегда хотелось изучать что-нибудь "про жизнь"
Ольга
Анатольевна ДОНЦОВА – академик, руководитель секции физико-химической биологии
в отделении биологических наук РАН, заведующая кафедрой химии природных
соединений на химфаке МГУ, заведующая отделом в НИИ Физико-химической биологии
имени А.Н. Белозерского МГУ и в Институте биоорганической химии имени М.М.
Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, профессор Сколтеха. В преддверии 50-летия
химических классов при МГУ в школе №171, с Ольгой Анатольевной побеседовал доцент
химфака МГУ Александр БАНАРУ.
"С физикой было не очень"
– Спасибо, что Вы
согласились на это интервью. Когда Вы в последний раз посещали школу?
– Лет пять назад. Меня
приглашали прочитать лекцию о нашей науке.
– Насколько я знаю, Вы
попали в самый первый выпуск химического класса в 1976 году. Сколько лет вы
проучились в нашей школе?
– Я проучилась один год.
Когда эта школа только начиналась, я о ней не знала. Но потом, когда информация
пошла, я решила попробовать, потому что было интересно, что это такое. И для
меня это был вызов, потому что в своей школе я была звезда, а тут на экзамене
по химии немножко опустили мое самомнение. Это было очень полезно.
Но мне как-то легко было
учиться, в молодости была хорошая память. Мне достаточно было один раз
прочитать, и я могла почти дословно это воспроизвести. Поэтому с гуманитарными
науками у меня проблем не было.
– Не секрет, что Сергей
Серафимович Бердоносов не рассматривал Вас в числе главных звезд химического
класса, что не помешало Вам добиться больших успехов в химии.
– Да, когда я пришла в
школу, то не чувствовала себя суперзвездой, у нас были другие, например,
Породенко Николай, Крутько Дмитрий. Но в то же время я не ощущала, что в чем-то
им проигрываю. Все-таки я пришла на год позже... И всегда приятнее, когда ты
видишь свой прогресс.
– В конкурентной среде
проще расти.
– Конечно.
– Можете ли вспомнить
по именам каких-то учителей?
– Да, Григорий Аронович Ястребинецкий,
учитель математики. Мы с ним друг друга нежно любили, он считал, что мне надо
было идти на мехмат, а не на химфак. С математикой у меня было хорошо. С
физикой было не очень, учителя звали Тамара Моисеевна Лозовская. Да нет, я,
конечно, всех помню, хорошая школа была.
– Сергей Серафимович
оппонировал идее академика Колмогорова собирать всех талантливых детей в одной
школе и давать им максимум учебной нагрузки. Должен ли здесь быть какой-то
баланс?
– Это правильно, но и
собирать талантливых детей тоже правильно. Вот мой пример: в своей школе я была
ну просто [недосягаема], а когда оказалась здесь, то увидела, что все общаются
на одном уровне. Это гораздо приятнее и, мне кажется, стимулирует друг друга к
какому-то прогрессу. Ведь нужен стимул для развития! А если его нет, то это,
наверное, не совсем правильно. При этом должна оставаться возможность для
творчества. А как быть, если только и делаешь, что учишься?
– В те годы почти все
выпускники наших химических классов становились студентами химфака МГУ. Это
как-то сказывалось на Вашей студенческой жизни?
– Мы, конечно, более ли
менее все общались. Оказалось, что нас распределили по разным группам, что,
наверное, тоже было правильно. Все перемешивались и больше знакомились друг с
другом.
– На химфаке МГУ Вы
начали работать на кафедре химии природных соединений (ХПС) уже на втором
курсе. Правильно ли я понимаю, что "неисчерпаемый мир РНК"
сопровождал Вас всю взрослую жизнь?
– Мне всегда хотелось
изучать что-нибудь "про жизнь". Еще в детстве я прочитала книжку
Джеймса Уотсона "Двойная спираль", и это во многом
определило мой выбор направления в науке. Поэтому, когда я поступала на химфак,
сразу понимала, что пойду либо на кафедру ХПС, либо на кафедру энзимологии. На
первом курсе походила на кафедру энзимологии и поняла, что это не совсем мое.
Там тоже все интересно, но это немножко другая наука. А на кафедре ХПС работал Алексей Алексеевич Богданов, и была замечательная
лаборатория. Рибосома, трансляция. Так интересно было! Тут я на всю жизнь и
осталась.
– Вашим первым научным
наставником был профессор Богданов?
– Он тогда был большой
человек, завкафедрой, но он с нами общался, семинар с нами проводил. А
непосредственный наставник был Алексей Михайлович Копылов, который позже стал
руководителем моей [кандидатской] диссертационной работы. И еще Женя Скрипкин,
который был в тот момент аспирант, но потом уехал в Штаты. Когда я стала
постарше, мы, конечно, больше общались с Алексеем Алексеевичем непосредственно.
– Вы рассказывали, что
Выши родители были известными химиками. Вы когда-нибудь сожалели о том, что Ваша
судьба была во многом предопределена?
– Нет, как-то это было
само собой разумеющимся. Мои родители были химики в "классической"
химии. Отец, Донцов Анатолий Андреевич, занимался всякими эластомерами, как это
называлось, – каучуком и резинами. Он был довольно известный человек, у него
много книг и учебников. Его основное научное достижение – это процесс
гетерогенной вулканизации, который был признан в мире, и отца приглашали на [международные]
конференции даже при Советском Союзе. А мама, Эмма Петровна, всю жизнь
занималась полимерами-пластмассами, начиная со всяких ракет и кончая НПО
"Пластик", где были разработаны технологии разного назначения,
бытового и не очень. Она была главным химиком страны по полимерным пленкам.
– Ваша докторская
диссертация была представлена в виде доклада, что теперь довольно редкое
явление. Как Вам это удалось?
– Сейчас опять это
разрешили. Надо было много работать. Если ты пишешь диссертацию,
"кирпич", то на какое-то время выпадаешь из активной жизни.
Автореферат написать гораздо проще. И, потом, у меня было довольно много
хороших публикаций, в том числе обзоров. Я считаю, что защищаться по реферату –
это правильно. И очень рада, что в ВАКе вернули этот способ защиты. Ведь что
такое реферат? Это когда человек обобщает свои достижения. Для обзора
литературы он и так пишет обзоры, зачем еще один обзор? Мне кажется, что
диссертация в виде "кирпича" как понятие устаревает.
– Сейчас достаточно
суровые требования. По-моему, должно быть не меньше двадцати публикаций из
журналов первого и второго рейтинговых квартилей.
– Для активно
действующего ученого это не такая уж большая проблема. Хотя сейчас, наверное,
это стало чуть тяжелее, потому что стали более трудными международные
коллаборации.
"Разница между химией и
биологией стирается"
– Сколтех сейчас
находится под внешними санкциями. Как сказывается санкционный режим на работе
Вашей команды в Сколтехе?
– Наша команда в
Сколтехе симбиозная. Ну, не публикуем мы статьи в журналах американских
обществ. Но есть масса других журналов, где можно эти статьи публиковать и
которые тоже входят в первый квартиль. Я редактор журнала в [международном
издательстве] "Elsevier", и недавно у нас было заседание редколлегии, на
котором четко сказали, что наука международная, что она вне политики и так
далее. Значимая часть ученых и редколлегий придерживается именно такой позиции,
но эксцессы всякие бывают, конечно. Время у нас нынче непростое.
– Вы довольно критически
оцениваете современную систему финансирования науки. Какой совет Вы могли бы
дать человеку, который в какой-то момент перестал получать гранты, но хочет
продолжать свои исследования?
– Вступать в хорошую
команду, которая делает что-то интересное и получает устойчивое финансирование.
Причем финансирование бывает разное, и это не обязательно гранты. У нас есть
гранты и от Российского научного фонда, и от Минобрнауки на более прикладные
разработки. И гранты от компаний на совсем прикладные разработки по заказу.
Поэтому тот, кто хочет найти деньги, их всегда найдет, были бы желание и
квалификация.
– Вы много рассказываете
о теломеразе, благодаря которой теломеры не укорачиваются и клетка способна
делиться сколь угодно долго. На Ваш взгляд, есть ли какие-то перспективы
использовать теломеразу в массовой медицине?
– Я бы сказала, что
можно использовать не теломеразу как таковую, а механизмы ее регуляции. Над
этим весь мир работает, и есть определенные успехи. Теломеразу можно как
активировать, так и ингибировать. Так что с точки зрения продления здоровой
жизни это имеет под собой основание, но до практического применения еще далеко.
– Несколько лет назад в
прессе была информация о так называемой гипербарической оксигенации, после
курса которой длина теломер у некоторых клеток увеличивается процентов на
двадцать. Как Вы к этому относитесь?
– Я бы не стала к этому
относиться очень серьезно, потому что параллельно идут разные процессы. Помимо
теломеразы есть так называемый ALT-механизм, когда включается гомологическая
рекомбинация, и теломеры "считываются" с других теломер. И ни к чему
хорошему это, как правило, не приводит, потому что помимо того, что теломеры
удлиняются, происходят всякие побочные процессы, например, в виде слияния
хромосом , что может иметь совершенно обратные последствия по отношению к тем,
которые ожидаются. Поэтому к таким экспериментам я бы относилась очень
осторожно.
– Причины появления
первой бактерии на Земле на ясны. В некоторых регионах нашей страны школьные
учителя биологии традиционно стоят на позициях креационизма. Можно ли эти
вопросы вообще затрагивать на уроках биологии?
– Я считаю, что это
очень сложная тема. Теоретически все возможно. Недавно в журнале "ScienceAdvances" была статья о
том, как первая молекула РНК могла появиться из активных соединений на
цеолитной подложке. То есть существуют работы, которые говорят о том, что даже
на этой планете такое могло произойти. Да, это сложная система, и трудно
вообразить, как она развилась. Яйцо или курица, материя вечна или ее создали –
это философский вопрос, который я не готова обсуждать.
– Курс химических основ
биологических процессов (ХОБП) на общем потоке
химфака преподается в течение всего одного семестра. Насколько можно
распробовать за такой срок эту учебную дисциплину?
– Этот курс надо
расширять. Сейчас есть два основных направления в химической науке: это
материалы и "про жизнь". Это либо болезни, либо лекарства, либо
процессы, связанные с ними. Если посмотреть, за что даются Нобелевские премии
по химии, то очень многие присуждаются именно за биологические структуры и
процессы. Биология – более описательная наука, а химия имеет дело с теми же
веществами, но занимается молекулами. Как молекулы взаимодействуют, что с ними
происходит. Сейчас разница между этими двумя науками стирается.
И совершенно правильно
руководство факультета пытается уделять этому больше внимания. Вот появляется
биологический поток. Теперь один из экзаменов по выбору – это физика или
биология, что, на мой взгляд, правильно, потому что большинство химических
классов имеют смешанный химико-биологический профиль. Другой популярный профиль
– физико-математический. Оставляя только физику, мы теряли бы массу талантливых
ребят, которые выбрали химию, а в хим-био классе параллельно изучали биологию.
В новом учебном плане
ХОБП уже побольше. Курс будет в виде двух потоков. Один – для более
продвинутых, с биологическим уклоном, а другой – общеобразовательный для физхимиков,
материаловедов и всех остальных.
– Вы возглавляете сразу
несколько научных коллективов – это кафедра ХПС у нас на факультете, отдел в
НИИ имени Белозерского и лаборатория в Сколтехе.
– И еще отдел в
Институте биоорганической химии.
– Как Вам удается администрировать
сразу четыре коллектива?
– Они все сотрудничают.
Кафедру и отдел здесь (в НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ – А.Б.)
вообще трудно разделить, у нас совсем тесный контакт между кафедрой и
Институтом.
– Достаточно сказать,
что они находятся в одном здании, где мы сейчас беседуем.
– Ну да. И многие
приборы являются общими в рамках центра коллективного пользования. Он
используется и сотрудниками химфака, и сотрудниками НИИ ФХБ. И здание общее.
Это очень правильный симбиоз.
[В НИИ] много студентов
факультета биоинженерии и биоинформатики (ФББ), и они, я бы сказала, немножко
другой направленности. Среди них много людей, которые изучают биоинформатику.
Чего не хватает в нашем образовании на химфаке, так это биоинформатических
подходов. Мне кажется, что надо об этом подумать и такие курсы для биопотока
обязательно ввести. Потому что это современный тренд. Наука развивается, что-то
становится классикой, а что-то устаревает.
– Вы много сотрудничали
с коллегами из США и Германии. Какие преимущества Вы видите у выпускников МГУ
по сравнению с выпускниками западных университетов?
– Наши выпускники вполне
достойны и находят себя за границей отлично. К сожалению, девяносто процентов
наших выпускников работают за пределами Российской Федерации. Я бы сказала, что
сейчас мы, по крайней мере, не хуже лучших западных заведений. Но боюсь, что
этот тренд может измениться.
– Может ли условный
студент биологического факультета, отучившись на биофаке, попасть в Вашу
область и заниматься примерно тем же, чем Вы?
– Конкретно в нашей
лаборатории на кафедре есть студенты с химфака, биофака, ФББ, из Высшей школы
экономики с биологического факультета, из Высшего химического колледжа. У нас
кого только не бывает! Если человек талантлив, мы привечаем всех.
Источник фото: Официальный сайт РАН https://new.ras.ru/staff/akademiki/dontsova-olga-anatolevna/