| 
 
 Учебные материалы/ Зык Н.В., Белоглазкина Е.К., Подругина Т.А., Середа Г.А.
Cборник задач и упражнений по биоорганической химии 
План семинарских занятий (ФФМ, 2 курс, I
семестр) 
Всего 16 семинаров 
1 Семинар. Повторение материала прошлого
семестра (можно - в форме контрольной работы по
материалу прошлого семестра). 
2 Семинар. Карбонильные соединения. Реакции
присоединения по С=О-группе. 
Общая схема нуклеофильного присоединения.
Сходнство и различие с присоединением по С=С
связи (AdE-реакцией). Кислотный катализ
реакции нуклеофильного присоединения. Реакции с
сильными нуклеофилами (бисульфитом натрия,
аминами, гидразинами, гидроксиламином,
металлоорганическими соединениями,
циангидринный синтез). Зависимость скорости
реакции с азотсодержащими нуклеофилами от рН.
Реакции со слабыми нуклеофилами
(галогеноводородами, водой, спиртами). Положение
равновесия в реакции просоединения нуклеофилов
по С=О группе; его зависимость от строения
карбонильного соединения. 
Сравнение карбонильной активность альдегидов
и кетонов. 
3 Семинар. Карбонильные соединения.
Енолизация, реакции енольных форм. Галоформная
реакция, альдольно-кротоновая конденсация
(разобрать механизм конденсации в кислой и
щелочной среде; написать возможные продукты для
случая совместной конденсации карбонильных
соединений различной природы (например:
формальдегид-ацетальдегид, ацетон-формальдегид,
бензальдегид-пропионовый альдегид и т.п.). 
4 Семинар.   , -непредельные альдегиды и кетоны.
1,2- и 1,4-присоединение.  
Синтетические задачи по всей теме
"Карбонильные соединения". 
5 Семинар. Контрольная работа по альдегидам
и кетонам. 
6 Семинар. Карбоновые кислоты и их
производные. Взаимные переходы производных
карбоновых кислот.  
Сложноэфирная конденсация. Непредельные
кислоты и дикарбоновые кислоты. Оксокислоты. 
7 Семинар. Карбоновые кислоты и их
производные.  
Ацетоуксусный и малоновый эфир. Кислотное и
кетонное расщепление ацетоуксусного и
малонового эфира. Натрийацетоуксусный и
натриймалоновый эфир. Получение, использование в
синтезе (реакции с алкил- и ацилгалогенидами,
дигалогеналканами, иодом). 
Синтетические задачи. 
8 Семинар. Контрольная работа по кислотам и
их производным. 
9 Семинар. Оксикислоты. Стереохимия
соединений с двумя асимметрическими атомами
углерода. Диастереомеры, мезоформы, эритро- и
трео-номенклатура. Стереохимия молочных и винных
кислот. Стереохимические задачи. 
10 Семинар. Углеводы. Классификация
углеводов (моно-, ди- и полисахариды).
Альдопентозы (рибоза, дезоксирибоза, арабиноза,
ксилоза), альдогексозы (глюкоза, манноза,
галактоза), их строение, открытая и циклическая
форма глюкозы (пиранозная, фуранозная),
таутомерия и мутаротация сахаров.  
Гликозидный гидроксил. Окисление,
восстановление, ацилирование альдоз. Озазоны.
Эпимеры. Конформация глюкопиранозы (форма
"кресло", аксиальное и экваториальное
расположение гидроксильных групп).  
Фруктоза как пример кетопентозы. Ее строение,
свойства, образование из глюкозы.  
Связь конфигурации сахаров с D- и L-глицериновым
альдегидом.  
Задачи на удлинение и укорачивание
углеродной цепи углеводов, на стереохимически
корректное изображение альдопентоз и
альдогексоз при переходе от открытой к
циклической форме и наоборот. 
Дисахариды восстанавливающие и
невосстанавливающие. 
11 Семинар. Контрольная работа по углеводам
и стереохимии.  
12 Семинар. Нитросоединения. Способы
получения, сравнение с карбонильными
соединениями, использование в реакциях
конденсации. 
Алифатические амины. Способы получения аминов:
из галогенпроизводных (реакция Гофмана),
восстановительным аминированием карбонильных
соединений, восстановлением азотистых
производных, при перегруппировке Гофмана,
реакции Габриэля. 
Синтетические задачи.  
Сравнение основных свойств аммиака, первичных,
вторичных и третичных аминов, а также амидов.
Алкилирование, ацилирование аминов. Действие
азотистой кислоты на первичные, вторичные и
третичные амины. 
Аминокислоты. Биологически важные реакции  -аминокислот: дезаминирование
(окислительное и восстановительное),
декарбоксилирование. 
13 Семинар. Ароматические амины. Получение
при восстановлении соответствующих
нитросоединений. Взаимное влияние амино-группы и
бензольного кольца. Реакции электрофильного
замещения, защита амино-группы. Сравнение
основных свойств алифатических и ароматических
аминов. Влияние заместителя в кольце на основные
свойства амино-группы.  
Диазотирование первичных ароматических аминов
азотистой кислотой. Соли диазония, их реакции,
протекающие без выделения и с выделением азота.
Азосочетание. 
Синтетические задачи.  
14 Семинар. Контрольная работа по аминам и
аминокислотам. 
15 Семинар. Гетероциклы. Классификация
гетероциклов. Методы получения 5- и 6-членных
гетероциклов. 
Пятичленные гетероароматические соединения с
одним гетероатомом: фуран, тиофен, пиррол.
Строение (участие р-пары электронов гетероатома
в создании ароматического секстета).
Номенклатура монозамещенных гетероциклов.
Сравнение с реакционной способностью бензола.  
Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом.
Пиридин, строение, изомерия монозамещенных.
Сравнение с реакционной способностью пиррола и
бензола. Ориентация при электрофильном
замещении. Алкилирование по атому азота,
входящему в гетероароматическое кольцо.
Нуклеофильное замещение атома водорода,
связанного с пиридиновым ядром, на окси- и
аминогруппу (реакция Чичибабина). Хинолин. 
Гетероциклы с несколькими гетероатомами.
Пиразол, имидазол, тиазол, пиримидин, пурин.
Таутомерия имидазола. Кето-енольная и
лактим-лактамная таутомерия на примере урацила,
тимина, цитозина, гуанина.  
Нуклеотиды (кратко). 
Дать домашнее задание по гетероциклам и
нуклеотидам. В начале следующего семинара
подробно разобрать задачи, вызвавшие
затруднение. 
16 Семинар. Итоговая контрольная работа (на 2
пары). 
Всего: 4 семинарских контрольных работы (по 40
баллов) 
1 итоговая контрольная работа (70 баллов) 
реферат - 70 баллов  
S за второй семестр = 300 баллов 
Зачет (допуск к экзамену) получают
студенты, набравшие к концу семестра не менее 51%
баллов, отведенных на семестр (153 балла) и сдавшие
реферат. 
  
В сумме за два семестра: максимальное число
баллов - 500. 
  
Экзамен-автомат. По итогам двух семестров
студенту может быть предложена итоговая
оценка-автомат без сдачи экзамена. Число
набранных баллов переводится в пятибалльную
шкалу по следующему принципу: 
"отлично" - более 81% от максимального
количества баллов  
за два семестра (і 405 баллов)  
"хорошо" - более 67% (і 335 баллов)  
"удовлетворительно" - более 51% (і 255
баллов) 
	
								 |