ChemNet
 
Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

V. Современная система химических олимпиад

        В развитии интереса школьников к химии кроме учебников большую роль играют химические олимпиады. Система химических олимпиад - одна из немногих образовательных структур, которые выдержали распад страны. С самого первого года существования независимой России стала проводиться Всероссийская олимпиада по химии. В настоящее время эта олимпиада проходит в пять этапов: школьный, районный, областной, федеральный окружной и финальный. Победители финального этапа представляют Россию на Международной химической олимпиаде. Самыми важными с точки зрения образования являются наиболее массовые этапы - школьный и районный, за который отвечают школьные учителя и методические объединения городов и районов России. За всю олимпиаду в целом отвечает Министерство образования.

        Интересно, что бывшая Всесоюзная олимпиада по химии тоже сохранилась, но в новом качестве. Ежегодно химический факультет МГУ организует международную Менделеевскую олимпиаду, в которой участвуют победители и призеры химических олимпиад стран СНГ и Балтии. Первые годы олимпиада проходила в России, но с 1997 г. ее география существенно расширилась:

Год

Место проведения

Число стран-участниц

Число
школьников

1996

Пущино (Россия)

12

85

1997

Ереван (Армения)

8

48

1998

Иссык-Куль (Киргизия)

12

68

1999

Минск (Беларусь)

11

65

2000

Баку (Азербайджан)

10

54

2001

Москва (Россия)

13

80

2002

Алма-Ата (Казахстан)

14

85

2003

Пущино (Россия)

14

85

        Менделеевская олимпиада позволяет талантливым детям из бывших республик Советского Союза поступить в Московский университет и другие престижные вузы без экзаменов. Кроме того, эта олимпиада является мощным инструментом создания единого образовательного химического пространства в странах-участницах. Одаренные школьники получают новые возможности общения со своими сверстниками и будущими коллегами по профессии из других стран. Жюри и оргкомитет Менделеевской олимпиады в разные годы возглавляли известные ученые: академики Ю.А.Золотов, А.Л.Бучаченко, П.Д.Саркисов. В настоящее время олимпиадой руководит академик В.В.Лунин.

        В последние 5 лет число предметных олимпиад резко возросло за счет того, что многие вузы в поисках новых форм привлечения абитуриентов стали проводить собственные олимпиады и засчитывать результаты этих олимпиад в качестве вступительных экзаменов. Пионером этого движения был химический факультет МГУ, который ежегодно проводит заочно-очную олимпиаду по химии, физике и математике. Этой олимпиаде, которую мы назвали "Абитуриент МГУ", в этом году исполняется уже 10 лет. Она обеспечивает не декларированный, а действительный равный доступ всем группам школьников к обучению в Московском университете. Олимпиада проходит в два этапа: первый - заочный - этап носит ознакомительный характер. Мы публикуем задания во всех профильных газетах и журналах и рассылаем задания по школам. На решение отводится почти полгода. Тех, кто выполнил хотя бы половину заданий, мы приглашаем на очный тур. Письменные задания по математике и химии позволяют определить победителей олимпиады, которые получают преимущества при поступлении на наш факультет.

        География этой олимпиады необычайно широка! Каждый год в ней участвуют представители всех регионов России - от Калининграда до Владивостока, а также несколько десятков "иностранцев" из стран СНГ и Балтии. Развитие этой олимпиады привело к тому, что многие талантливые дети из провинции едут учиться в Московский университет: более 60% студентов химического факультета МГУ - иногородние.

        В то же время, вузовские олимпиады постоянно испытывают давление со стороны Министерства образования, которое проводит идеологию ЕГЭ и стремится лишить вузы самостоятельности в определении форм приема абитуриентов. И здесь на помощь министерству приходит, как это ни странно, Всероссийская олимпиада. Идея министерства состоит в том, что преимущества при поступлении в вузы должны иметь только участники тех олимпиад, которые организационно вливаются в структуру Всероссийской олимпиады. Любой вуз может самостоятельно проводить какую угодно олимпиаду безо всякой связи с Российской, но результаты такой олимпиады не будут засчитываться при поступлении в этот вуз.

        Если эта идея будет законодательно оформлена, это нанесет довольно сильный удар по системе приема в вузы и, самое главное, по школьникам выпускных классов, которые лишатся многих стимулов к поступлению в выбранный ими вуз. В то же время, у ребят, заинтересованных химией, всегда остается главный стимул - привлекательность химии как науки и способа мышления. Этот стимул не зависит от конъюнктурных колебаний и сиюминутных политических интересов номенклатуры.

        Подводя итоги, мы можем сказать, что несмотря на сложные внешние и внутренние обстоятельства, химическое образование в России находится на достаточно высоком уровне и имеет хорошие перспективы. Главное, что нас в этом убеждает, - это неиссякаемый поток юных талантов, увлеченных нашей любимой наукой и стремящихся получить хорошее образование и принести пользу себе и своей стране.


Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору