 |
|
В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко , В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин
Химия. 10 класс. Профильный уровень
учебник для общеобразоват. учреждений
Москва
М. : Дрофа, 2008. — 463, [1] с.
ISBN 978-5-358-01584-5
Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках "Химия. 8 класс" и "Химия. 9 класс" авторского
коллектива преподавателей химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Он предназначен для изучения
химии на профильном уровне.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта профильного
|уровня, имеет гриф "Допущено Министерством образования и науки Российской федерации" и включен в
Федеральный перечень.
|
Дорогие десятиклассники!
За предыдущие два года вы познакомились с основами химии, овладели языком химических формул и уравнений, изучили свойства многих знакомых
вам веществ и узнали, из чего они состоят. Вы поняли, что химики обладают особым взглядом на окружающий мир - они понимают скрытую
от невооруженного глаза природу веществ.
Глядя на фонтаны Петродворца, мы думаем не только о судьбах людей, с ним связанных, или истории нашего государства. Мы можем представить
себе гибкую, постоянно меняющуюся сеть водородных связей в воде, бьющей из фонтанов. Или восхититься совершенной кристаллической структурой
мрамора, которым отделана лестница. Любуясь нежной зеленью деревьев, мы понимаем, что ее цвет связан со структурой сложного комплексного
соединения - хлорофилла, и представляем, какие интересные химические реакции, связанные с переносом энергии, протекают с этим веществом на
свету. Все это обогащает наше восприятие жизни.
Выбрав химию для углубленного изучения, вы приняли правильное решение. Этот предмет представляет собой уникальное сочетание науки и
искусства, он дает неограниченные возможности для интеллектуальных поисков и, кроме того, приносит огромную практическую пользу.
Занимаясь химией, вы всегда сможете реализовать заложенный в вас природой потенциал: если у вас есть склонность к экспериментальной работе,
вы будете заниматься практической химией и синтезировать неизвестные ранее вещества или создавать новые материалы; если вы любите считать
и понимаете толк в компьютерах, вы сможете строить математические модели химических реакций или теоретически предсказывать различные
свойства молекул. Основная задача химиков - сделать наш мир более красивым и совершенным. На это направлена вся их деятельность -
и прикладная практическая, и абстрактная теоретическая. Мы надеемся, что вы тоже внесете свой вклад в химию.
В десятом и одиннадцатом классах вам предстоит узнать много нового о строении и свойствах веществ. В десятом классе вы подробно изучите
свойства металлов, узнаете о физико-химических методах описания химических реакций, познакомитесь с основами химической технологии и
начнете изучать органическую химию. В одиннадцатом классе вы продолжите знакомство с органической химией и узнаете о том, какие химические
процессы происходят в живых организмах. Учитывая, что многим из вас после окончания школы придется сдавать вступительный экзамен по
химии в вуз, часть времени мы посвятим повторению пройденного материала и подготовке к экзаменам.
Надеемся, что предстоящие два года общения с химией окажутся для вас увлекательными и полезными. Желаем вам успехов в изучении
удивительно красивой науки - Химии.
Авторы
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
| Предисловие |
Глава 1. Повторение и углубление знаний
|
| § 1. Атомы, молекулы, вещества |
| § 2. Строение атома |
| § 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
| § 4. Химическая связь. Агрегатные состояния |
| § 5. Расчеты по уравнениям химических реакций |
| § 6. Газовые законы |
| § 7. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции |
| § 8. Важнейшие классы неорганических веществ. Реакции ионного обмена |
| § 9. Растворы |
| § 10. Коллоидные растворы |
| § 11. Гидролиз солей |
| § 12. Комплексные соединения |
Глава 2. Неметаллы
|
| § 13. Классификация простых веществ. Водород |
| § 14. Галогены |
| § 15. Хлор |
| § 16. Кислородные соединения хлора |
| § 17. Хлороводород . Соляная кислота |
| § 18. Фтор, бром, иод и их соединения |
| § 19. Халькогены |
| §20. Озон — аллотропная модификация кислорода |
| § 21. Пероксид водорода и его производные |
| § 22. Сера |
| § 23. Сероводород. Сульфиды |
| § 24. Сернистый газ |
§ 25. Серный ангидрид и серная кислота |
| § 26. Элементы подгруппы азота |
| § 27. Азот |
| § 28. Аммиак и соли аммония |
| § 29. Оксиды азота |
| § 30. Азотная кислота и ее соли |
| § 31. Фосфор |
| § 32. Фосфорный ангидрид и фосфорные кислоты |
| § 33. Углеоод |
| § 34. Соединения углерода |
§ 35. Кремний |
| § 36. Соединения кремния |
| § 37. Бор |
Глава 3. Общие свойства металлов
|
| § 38. Свойства и методы получения металлов |
| § 39. Сплавы |
Глава 4. Металлы главных подгрупп
|
| § 40. Общая характеристика щелочных металлов |
| § 41. Натрий и калий |
| § 42. Соединения натрия и калия |
| § 43. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы |
| § 44. Магний и его соединения |
| § 45. Кальций и его соединения |
| § 46. Жесткость воды и способы ее устранения |
| § 47. Алюминий — химический элемент и простое вещество |
| § 48. Соединения алюминия |
| § 49. Олово и свинец |
Глава 5. Металлы побочных подгрупп
|
| § 50. Общая характеристика переходных металлов |
| § 51. Хром |
| §52.Соединения хрома. Зависимость кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств от степени окисления металла |
| § 53.Марганец |
| §54.Железо как химический элемент |
| §55.Железо — простое вещество |
| §56.Соединения железа |
| § 57. Медь |
| §58. Серебро |
| § 59. Золото |
§ 60. Цинк |
| § 61. Ртуть |
Глава 6. Основные понятия органической химии
|
| § 62. Предмет и значение органической химии |
| § 63. Причины многообразия органических соединений |
| § 64. Электронное строение и химические связи атома углерода |
| § 65. Структурная теория органических соединений |
| § 66. Структурная изомерия |
| § 67. Пространственная изомерия |
| §68.Электронные эффекты в молекулах органических соединений |
| § 69. Основные классы органических соединений. Гомологические ряды |
| § 70. Номенклатура органических соединений |
| § 71. Особенности и классификация органических реакций |
Глава 7. Углеводороды
|
| § 72. Алканы . Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства |
| § 73. Химические свойства алканов |
| § 74. Получение и применение алканов |
| § 75. Циклоалканы |
| § 76. Алкены . Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства |
| § 77. Химические свойства алкенов |
| § 78. Получение и применение алкенов |
| § 79. Алкадиены |
| § 80. Полимеризация. Каучук. Резина |
| § 81.Алкины . Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства |
| § 82. Химические свойства алкинов |
| § 83. Получение и применение алкинов |
| § 84. Арены. Строение бензольного кольца, номенклатура, изомерия, физические свойства |
| § 85.Химические свойства бензола и его гомологов |
§ 86.Получение и применение аренов |
§ 87. Природные источники углеводородов. Первичная переработка углеводородного сырья |
| § 88. Глубокая переработка нефти. Крекинг, риформинг |
Практикум |
Занимательные опыты и синтезы |
За страницами учебника |
|