ChemNet
 

Школьные олимпиады по химии

34 Международная Химическая Олимпиада школьников.

5-14 июля 2002
Гронинген Нидерланды

С 5 по 14 июля 2002 г. в г. Гронинген (Голландия) состоялась 34-ая Международная химическая олимпиада школьников. Это – ежегодное всемирное состязание, в котором принимают участие победители национальных олимпиад по химии со всего мира, по четыре человека от каждой страны. Число стран в этом году было рекордным – 57. Основными фаворитами обычно считаются Россия, США, Германия и азиатские страны – Китай, Корея, Тайвань, Иран, Индия.

Олимпиада состояла из двух туров – теоретического (60 баллов) и экспериментального (40 баллов). На каждый тур отводилось по 5 часов времени.

Теоретический тур включал 10 достаточно простых задач, освещающих различные прикладные аспекты химии и разбитых на четыре темы: 1) химия жизни; 2) химия в промышленности; 3) химия природных соединений; 4) свет и энергия: химические аспекты. Общий девиз теоретического комплекта: "Химия и качество жизни идут рука об руку". Все задачи были достаточно прямолинейными; ни в одной из них не было нестандартных вопросов, требующих серьезных размышлений. Простота теоретического комплекта компенсировалась, с одной стороны, большим количеством вопросов, на которые школьникам надо было ответить за относительно небольшое время тура, а с другой стороны, жесткой проверкой по принципу "все или ничего", когда арбитры достаточно редко ставили баллы за фрагменты правильного ответа. В целом, можно сказать, что теоретический тур не носил дифференцирующего характера, потому что все основные фавориты справились с ним достаточно успешно.

Экспериментальный тур включал три не связанные друг с другом задачи: 1) титриметрический анализ кинетики ферментативного гидролиза; 2) двухстадийный органический микросинтез; 3) спектрофотометрическое определение содержания железа в образце. Эксперимент требовал очень аккуратного планирования, точного расчета времени и хорошего знакомства с основными методиками количественного и качественного анализа. Практически, в каждый момент времени нужно было делать две или три задачи параллельно.

Сборная команда России завоевала одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали. Игорь Седов из Казани (первый справа) набрал наибольшее число баллов в теоретическом туре.. Более того, Игорь выиграл свою вторую золотую медаль (первую – год назад на 33-й олимпиаде в Бомбее, Индия). Серебряными медалистами стали Андрей Соловьев (первый слева) и Евгений Ларионов( второй слева) (оба – Санкт-Петербург), бронзу получил Илья Глебов (Барнаул)(второй справа).

Олимпиада была организована великолепно. Гронинген – университетский город, в котором больше 20% населения моложе 30 лет. Все время на олимпиаде царила доброжелательная и непринужденная атмосфера. Школьники работали всего 2 дня, остальное время было посвящено экскурсиям, развлечениям, состязаниям и взаимному общению. В олимпиаде участвовало большое число добровольцев, и все возникающие вопросы решались быстро и компетентно.

Следующая, 35-ая Международная химическая олимпиада школьников пройдет в июле 2003 г. в Афинах. Мы уверены, что в следующем году Россия выступит не хуже, чем в этом.

Подготовка команды российских школьников к олимпиаде. Несколько слов о подготовке команды. Ребята принимали участие в двух тренировочных сборах, которые проходили в мае и в начале июля на базе Химического факультета Московского университета . С командой занимались опытные преподаватели факультета, некоторые из них сами раньше участвовали в Международной олимпиаде. Руководили сборами сотрудники факультета: доцент В.В.Еремин и профессор А.К.Гладилин. Курировал подготовку команды Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования России (в частности, ведущий специалист С.В.Суматохин).

Теоретическая подготовка на сборах прошла на высоком уровне. На экспериментальной подготовке сказался финансовый фактор: дело в том, что постановка современного химического эксперимента олимпиадного уровня требует очень серьезных материальных вложений на приобретение качественной аппаратуры и дорогих химических реактивов.

Вадим Еремин, научный руководитель сборной России,
доцент химического факультета МГУ

Результаты сборной России

   

Теория

Эксперимент ВСЕГО МЕДАЛЬ
   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма  

1

2

3

Сумма    

Ru-1

Соловьев

6

6,65

6

6

4,2

4,8

5,1

5,11

4

2,5

50,36

 

12

10,8

5,5

28,3

78,66

Серебро

Ru-2

Ларионов

5,1

5,25

3,9

6

2,4

5,4

6

5,81

4

2,25

46,11

 

7,2

9

10

26,2

72,31

Серебро

Ru-3

Седов

6

6,3

6

6

6

5,1

6

6,79

4

4

56,19

 

4,8

10,8

10

25,6

81,79

Золото

Ru-4

Глебов

4,5

5,25

5,1

5,4

5,4

4,5

4,5

5,11

3

3,5

46,26

 

5,4

9,9

5,5

20,8

67,06

Бронза
  max

6

7

6

6

6

6

6

7

5

5

60

 

12

18

10

40

100

 




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору