ChemNet
 

Школьные олимпиады по химии

XXXVII Менделеевская Международная Олимпиада школьников по химии
4-11 мая 2003 г., Москва

Учредителями олимпиады являются: Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Некоммерческое Партнерство "Содействие химическому и экологическому образованию", Федерация химических обществ стран СНГ, Российское химическое общество имени Д.И.Менделеева.
Финансовую поддержку олимпиаде оказали организации и частные лица. Основными спонсорами были: Нефтяная компания"ЮКОС", ACD Inc. (Канада), Группа"Сибирский алюминий", ЮНЕСКО, "АО Реахим", Фирма "Патентный поверенный Стояченко Игорь Леонидович", ЗАО"МС–Аналитика".

Итоги

По решению жюри олимпиады 46 участников награждены Дипломами первой, второй и третьей степени.

Диплом I степени

Меньшенин Антон

Драль Павел

Путов Алексей

Чернов Олег

Белов Александр

Меньшенин Антон,
11 класс, г. Челябинск (Россия)

Драль Павел,
10 класс, г. Дунаевцы (Украина)

Путов Алексей,
10 класс, г. Витебск (Беларусь)

Чернов Олег,
11 класс, г. Белгород (Россия)

Белов Александр,
11 класс, г. Екатеринбург (Россия)


Диплом II степени

Малышев Денис, 11 класс, г. Москва (Россия) Соколюк Александр, 11 класс, г. Донецк (Украина)
Фурман Роман, 10 класс, г. Винница (Украина) Жданко Александр, 11 класс, г. Клецк (Беларусь)
Белецкий Евгений,11 класс, г. Санкт-Петербург (Россия) Прокофьев Александр, 12 класс, г. Рига (Латвия)
Решетняк Антон, 11 класс, г. Донецк (Украина) Багдасарян Давид, 10 класс, г. Гюмри (Армения)
Воронцов Егор, 10 класс, г. Волжский (Россия) Москвин Дмитрий, 11 класс, г. Вологда (Россия)
Шифрин Андрей, 11 класс, г. Уфа (Россия) Бабин Иван, 11 класс, г. Вологда (Россия)
Сухоруков Алексей, 11 класс, г. Москва (Россия) Должников Дмитрий, 11 класс,г. Петропавловск (Казахстан)

Диплом III степени

Зималиев Максим, 9 класс г. Казань (Россия) Акопян Корюн, 9 классг. Гюмри (Армения)
Михайлов Николай, 10 класс г.Каменец-Подольский (Украина) Бугаев Иван, 10 класс г. Москва (Россия)
Зейфман Алексей, 9 класс г. Вологда (Россия) Надирбаев Жандос, 11 класс г.Тараз (Казахстан)
Дерендяев Антон, 10 класс г. Оса (Россия) Гейбатов Ельчин, 11 класс г. Губа (Азербайджан)
Кабин Евгений, 11 класс г. Новосибирск (Россия) Тамьяр Евгения, 12 класс г. Нарва (Эстония)
Тютенов Канат, 11 класс г.Усть-Каменогорск (Казахстан) Усольцев Илья, 10 класс г.Димитровград (Россия)
Езерский Виталий, 11 класс г. Гомель(Беларусь) Каплин Алексей, 11 класс г. Минск (Беларусь)
Нуртазин Ануар, 11 класс г. Актобе (Казахстан) Князева Ольга, 11 класс г. Нарва (Эстония)
Искаков Асет, 11 класс г. Алматы (Казахстан) Макаров Илья, 10 классг. Москва (Россия)
Маерле Артем, 11 класс г. Балхаш (Казахстан) Мамедов Асиф, 11 классг. Баку (Азербайджан)
Саакян Александр, 10 класс г. Ереван (Армения) Простакова Виктория, 11 класс г. Нарва (Эстония)
Полунин Руслан, 10 класс Пос.Советский (Украина) Жумабаев Сыргак, 11 класс г. Каракол (Кыргызстан)
Бибин Александр, 12 класс г. Кишинев (Молдова) Капаров Кыялбек, 10 класс г.Джалал-Абад (Кыргызстан)
Кораблин Дмитрий, 10 класс г.Санкт-Петербург (Россия)  

Ряд участников награждены специальными призами.

  • Приз "Самому юному участнику" получил российский школьник Максим Зималиев из Казани
  • Приз "Украшение олимпиады" получили участницы олимпиады, которых в этом году было шестеро: Евгения Тамьяр, Ольга Князева и Виктория Простакова (Эстония), Елена Шилина и Елена Асмолова (Украина), Дилбар Конунова (Таджикистан).
  • Специальным призом "За высокую культуру экспериментальной работы" жюри отметило Искакова Асета (Казахстан).

В олимпиаде участвовали 76 школьников старших классов, которые являлись победителями национальных школьных химических олимпиад, из 12 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Эстонии.

Руководители олимпиады профессор В.Г.Ненайденко и
академик В.В.Лунин на открытии олимпиады
Церемония открытия олимпиады состоялась 4 мая в Пущинском научном центре РАН, в Институте Белка. После церемонии открытия участники прослушали лекцию профессора Б.В. Ванюшина (Институт физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского при МГУ им. М.В.Ломоносова), посвященную 50-летию открытия двойной спирали, и лекцию профессора С.Э. Шноля (Физический факультет МГУ, Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН).

По традиции олимпиада проходила в три тура: 2 теоретических и экспериментальный. Задания первого теоретического тура (обязательного) были несколько более простыми, чем те задания, которые предлагались участникам на втором теоретическом туре, где оценивались пять заданий по выбору участников.

Результаты олимпиады были оглашены на церемонии закрытия, которая проходила 11 мая в Институте Белка (Пущино).
В торжественной церемонии награждения и закрытия принимали участие директор Пущинского научного центра РАН академик В.А. Шувалов, заместитель директора, доктор биологических наук Д.Л. Пинский, заместитель председателя Президиума Пущинского научного центра, кандидат физико-математических наук В.В. Корнилов.


Теоретические туры олимпиады проводились в Пущино, экспериментальный тур состоялся на Химическом факультете МГУ.
Image1.jpg
В лаборатории во время экспериментального тура

Задания и решения первого теоретического тура (даны в формате PDF)
Задания и решения второго теоретического тура (даны в формате PDF):

  • Аналитическая химия:задания и решения
  • Неорганическая химия:задания и решения
  • Органическая химия:задания и решения
  • Наука о живом: задания и решения
  • Физическая химия:задания и решения

    Методическая комиссия Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии приглашает коллег-химиков к сотрудничеству по составлению задач для последующих ММО.

    I Тур олимпиады включает в себя задачи, обязательные для решения всеми участниками. Уровень их сложности должен не слишком далеко выходить за рамки школьных программ специализированных школ. Эти задачи оцениваются в 10 баллов. При подготовке задач I тура полезно ознакомиться с комплектами заданий предшествующих Менделеевских олимпиад. Задачи II тура (тур по выбору) должны быть более сложными. Они оцениваются в 15 баллов. При составлении задач необходимо опираться на примеры из конкретных экспериментальных работ, взятых из современной литературы.

    Присылаемые Вами тексты будут дорабатываться членами методической комиссии в контакте с Вами для того, чтобы весь комплект был выдержан в едином стиле и формате. Не огорчайтесь, если Ваша задача не будет внесена в комплект следующей олимпиады. Она будет обязательно использована в дальнейшем и Ваше авторство во всех случаях будет сохранено.

    Приступая к работе, ознакомьтесь с основными требованиями к задачам и решениям. Задача должна включатиь в себя три составные части:

  • текст задачи (с разбалловкой);
  • решение задачи;
  • бланк листа ответа.

    В качестве примера ниже приведена одна из задач прошедшей олимпиады. Подготовленные варианты задач и свои предложения Вы можете выслать председателю методической комиссии В.Г. Ненайденко по адресу nen@acylium.chem.msu.ru

    Задачи принимаются только в электронном виде.

    Требования к задачам и решениям

    1. Очень важным требованием при составлении заданий является однозначность (единственность) решения задачи. Если задача имеет альтернативные решения, следует изменить условия (например, увеличить точность численных данных) таким образом, чтобы предлагаемое Вами решение стало единственным.
    2. Построение задачи должно быть таким, чтобы ошибка на первом шаге решения не была для участника олимпиады фатальной, и он мог продолжать решение задачи и получить баллы за правильные результаты на последующих этапах решения (потеряв при этом несколько баллов на первом шаге).
    3. Начиная с 2002 г. процедура составления ответа участником Менделеевской олимпиады приближена к принятой на Всемирной Химической олимпиаде. Каждый ответ записывается в специальном поле на раздаваемых участникам бланках (листах ответов). Поэтому авторам задач необходимо учесть, что ответом должны являться конкретные числа, формулы или структуры соединений, уравнения реакций. Следует избегать требований словесного выражения ответа или развернутых комментариев.

    Требования к оформлению текстов задач и решений

    1. Задача оформляется в электронном виде с использованием MSWord. Формат А4, поля и отступы сверху и снизу - 2см. Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman (размер 13 пт) через 1.5 интервала, абзацный отступ 1.0 см.
    2. Очень желательно, чтобы текст задачи не превышал одну страницу. Длинные задачи бывают сложны для восприятия школьниками. Математические и другие формулы (не химические), алгебраические выражения и вычисления необходимо оформлять при помощи Equation Editor. Набранные формулы должны располагаться по центру страницы. Не следует использовать пробелы для позиционирования (используйте символы табуляции).
    3. При составлении задач часто используются обозначения буквами или римскими цифрами, например "вещества А и В" или "структуры I, II и III". Обозначения "А" или "I" просим выделять жирным шрифтом: вещество А структура III
    4. Следует избегать записей типа CH3CH(OH)CH2C(CH3)3 в уравнениях реакций, необходимо приводить развернутые структурные формулы. Эти формулы следует набирать с обязательным соблюдением валентных углов в редакторе ChemWin (шрифт 10 пт, длины связей 20 мм).
    5. Картинки и формулы помещаются с привязкой к тексту, а не поверх него.

    Примеры

    Пример ... Файл в формате RTF* Файл в формате
    Adobe Acrobate (PDF)**
    ... оформления задачи скачать файл, 47 Kb скачать файл, 95 Kb
    ... оформления решения задачи скачать файл, 127 Kb скачать файл, 124 Kb
    ... оформления листа ответа скачать файл, 24 Kb скачать файл, 85 Kb

    *) Для просмотра материалов Вам потребуется MS Word.
    **) Для просмотра материалов Вам потребуется Acrobat Reader.



  • Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
    Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
    Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
    Copyright (C) Химический факультет МГУ
    Написать письмо редактору