ChemNet
 

Результаты фундаментальных исследований: кто купит?


В конце мая в Санкт-Петербурге состоялся третий семинар "Результаты фундаментальных исследований для инвестиций", цель которого – связать ученых и потенциальных инвесторов, готовых вложиться в продвижение на рынок научных разработок.

Фундаментальные исследования, в общем-то, не призваны выдавать научный продукт, пригодный для коммерческого применения. Однако недостаток финансирования заставляет ученых спускаться с небес и искать применение свои разработкам.

Для представления на семинаре были отобраны работы из числа финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований, то есть наиболее перспективные и актуальные, а значит, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке.

Как рассказал руководитель отдела инноваций РФФИ С.А. Цыганов, в 1997 году Российский фонд фундаментальных исследований и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере провели совместный конкурс научных проектов, по результатам которого победители выполняли работы по заказам малых фирм, выделивших на эти цели в общей сложности 60 тыс. долларов. Это была первая попытка РФФИ соединить разрозненные этапы инновационного цикла.

Следующим актом РФФИ стало формирование базы данных поддержанных Фондом проектов, обладающих потенциалом для коммерциализации. Тем из них, которые затем успешно прошли независимую экспертизу, Фонд и помогает установить контакты с потенциальными покупателями и инвесторами.

Основные организаторы и спонсоры конференции – Российский фонд фундаментальных исследований, Санкт-петербургский Объединенный Исследовательский Центр и Министерство науки и технологий – приложили немало усилий, чтобы на семинаре оказались и инвесторы: было разослано около 1.5 тысяч приглашений в отечественные и иностранные компании. Результат – шесть человек из иностранных компаний. И все. Представителей отечественной промышленности и бизнеса не было.

Правда, на семинаре присутствовал представитель Министерства экономики, формирующего сейчас банк инновационных проектов, представитель Президента С.А. Цыпляев и пара руководителей фирм-посредников – В.Г. Зинов из Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства и В.В. Матохин из Инновационного Агентства, основной целью которых было представление своей собственной деятельности.

Изначально принять участие в работе семинара выразили желание более 20 иностранных компаний, среди которых были Philips, Samsung, National Panasonic и др. Однако на решение об участии в семинаре повлияли не только его программа и список участников: через две недели после начала бомбардировок Югославии организаторам семинара пришли 6 писем с сожалением о невозможности принять участие в работе семинара, еще несколько аналогичных писем пришло через 2 дня после отставки Е.М Примакова с поста премьера правительства.

До семинара добрались лишь представители компаний Schlumberger Cambridge Research (Великобритания), IKESOL (Франция), French Atomic Energy Commision (Франция), International Science and Technology Center (ISTC, Франция), LG Technology Center of Moscow (LGTCM)&LG S/W Lab (Санкт-Петербург) и INTAS .

По словам генерального директора Санкт-Петербургского Объединенного Исследовательского Центра, профессора С.Г. Конникова иностранные компании уже вовсю копаются в базе данных РФФИ, из которой они черпают необходимые им разработки, абсолютно неинтересные отечественным производителям.

Некоторые наши ведомства уже спохватились: на состоявшейся 2 июня пресс-конференции генеральный директор Федерального агентства технологий военного, специального и двойного назначения при министерстве юстиции РФ Юрий Гайдуков заявил, что Россия, продавая технологии и технику, ежегодно теряет 0.5-1 млрд. долларов. Проведенный агентством выборочный анализ патентного фонда США с 1993 г. показал, что около 800 патентов в ракетно-космической, ядерной, химической и авиапромышленности, являющихся собственностью американских компаний, были заявлены гражданами России.

Президент французской компании IKESOL Жан Франсуа Фельдман рассказал о европейских инновационных фондовых программах, размах которых впечатляет: так, например, бюджет одной из программ (Fifth Framework for R/D), рассчитанной на 1999-2002 гг., составляет приблизительно 15 млрд. Евро. В большнстве европейских программ могут принимать участие и граждане России.

Не все области науки интересуют европейцев: финансируются работы в области улучшения качества жизни и управления живыми ресурсами, общественной информации (Интернет, Телеком), новых источников энергии и экологии (см. диаграмму).

Весьма внушительные суммы – 363 млн. Евро - выделяются собственно на продвижение научного продукта на рынок и поощрение участия в этом процессе малых предприятий.

Рассказывая об опыте работы с Россией, Ж. Фельдман отметил, что поиск партнера (то есть интересной с точки зрения коммерциализации разработки) в России занимает 1-2 года, что, по его мнению, вполне разумный срок. Во всем мире коммерциализируются приблизительно 3-5% научных продуктов, и Россия тут не исключение. Основные трудности начинаются, когда встает вопрос о правах на интеллектуальную собственность – это еще один мощный барьер для продвижения научного продукта на рынок, который иногда не удается преодолеть.

Очень часто научный продукт бывает не защищен никаким патентом, на оформление которого у ученого просто нет денег, так, например стоимость оформления патента в какой-либо одной из стран Европы и в США – от 1.5 тысяч долларов и выше, а Европейском Сообществе - около 15 тыс. долларов.

По мнению С.А. Цыганова в России следует создавать систему венчурных фондов, которые могли бы выделять стартовый капитал, то есть деньги, необходимые на оформление авторских прав и другие стадии продвижения разработки на рынок (клинические и производственные испытания, сертификация и т.д.).

Деньги и защита интеллектуальной собственности – это еще не все проблемы инновационного процесса в России. Как сказал выступивший на семинаре представитель президента С.А. Цыпляев, обществу надо разъяснять, что такое наука и зачем она нужна. Он отметил, что научное сообщество сегодня существует очень автономно, между наукой и экономической базой существует колоссальный разрыв. По его мнению, это одна из причин трудностей в продвижении научных продуктов на рынок. Далее он заметил, что предмет особой гордости многих исследователей – занятие чистой наукой, что также не прибавляет им понимания со стороны общества.

Проблему менеджмента научных исследований и разработок отметили многие российские и иностранные участники семинара, считая ее одной из наиболее серьезных в России, а директор Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства, В.Г. Зинов и В.А. Баланда (Комитет экономики и промышленной политики Санкт-Петербурга)) и вовсе поставили ее на первое место.

Действительно, подавляющая часть представленных докладов (кстати, примерно одна треть их – новые разработки в области химии) были далеки от бизнес-презентаций, изложенные языком, понятным только узким специалистам, не отражавшие новизну, конкурентоспособность и преимущества разработки. Ученые копались в механизмах рассматриваемых процессов, практически раскрывая все ноу-хау, но не объясняя, кому это все надо и даже не давали адресов для обратной связи! Результат – отсутствие какой-либо реакции со стороны присутствующих представителей иностранных компаний. К нескольким же докладам, представленным должным образом, был проявлен большой интерес с последующим обменом адресами и кулуарными беседами.

Иностранные представители выражали искреннее изумление по поводу отсутствия всяких попыток ученых продвигать свои разработки на рынок. Ученые же объясняли, что им просто неинтересно этим заниматься: гораздо с большим удовольствием они продолжат свои исследования.

Кстати, эта проблема существует и на Западе: далеко не все ученые хотят и могут стать R&D (Research&Development) менеджерами. Достаточно посмотреть, какие стали появляться публикации на сайте виртуального клуба химиков Chemweb: практически каждую неделю там можно видеть статьи типа "Какие бизнес-навыки следует развивать химику-исследователю?" или "Какие первые шаги следует предпринять, чтобы стать R&D менеджером?".

Представитель Французского Комиссариата по атомной энергии, Жан Гинесте (Jean Ginestet) в своем выступлении в ходе заключительной дискуссии отметил: "Мы поставлены в точно такие же условия, что и Вы и пути у нас назад нет. Все наши проекты оцениваются с точки зрения их рыночного потенциала. От нас все больше требуют промышленного воплощения наших исследований". И далее он признался: "Я как физик-исследователь был вынужден сильно измениться и поменять свою психологию".

Ему вторил Христиан Бессон, директор отдела исследований компании Schlumberger Cambridge Research, подчеркнувший, что даже в собственной компании ему приходится прилагать большие усилия, чтобы продвинуть разработки отдела.

Несмотря на то, что представители иностранных компаний заинтересовались 2-3 докладами, все участники семинара сочли его удачным и весьма полезным, действительно способным несколько сблизить ученых и бизнесменов.

Были предложения проводить более узко специализированные семинары, или под конкретный заказ, сыпались обвинения в адрес иностранцев, "не сообщивших, что их конкретно интересует". Однако Христиан Бессон высказал мнение, что промышленность никогда не сможет выразить свои потребности в новых научных разработках – новое должны предлагать ученые и объяснять, зачем это нужно.

Старший научный сотрудник института катализа СО РАН Г. Коваленко призналась, что хотя и рассталась со своими иллюзиями, все же получила много полезной информации и установила новые контакты, и что, по ее мнению, такие семинары полезны, даже если на них не удается найти спонсора для продвижения своей разработки.

Представители западных компаний подчеркнули, что из сотни представленных разработок одна-две найдут себе применение в промышленности, что не отклоняется от среднего процента коммерциализации научных исследований, и пожелали организаторам семинара, несколько впавшим в депрессивное состояние, идти дальше по намеченному пути.

В заключение хотелось бы отметить очень хорошую организацию семинара, основную работу по которой проводили С.-Петербургский Объединенный Исследовательский Центр и Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН.

Татьяна Зимина


Быстрая навигация по серверу:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
webmaster@www.chem.msu.su