ХVI Менделеевский съезд

Проблемы образования: химики проявляют оптимизм

В соответствии с давней традицией Менделеевских съездов одна из секций посвящается проблемам преподавания химии. На ХVI съезде работа секц ии была организована так, что вопросы вузовского химического образования были рассмотрены на заседани и секции в Петербурге, тогда ка к проблемы школьной подготовки по химии - на постсимпозиуме в Москве в РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Необходимо отметить, что работа секции привлекла внимание участников съезда: в зале заседаний собралось более 100 человек и опоздавшим не хватило мест. Многие делегаты вынуждены были слушать доклады стоя. С учетом петербургского опыта заседания постсимпозиума были организованы в большом актовом зале РХТУ.

Общеизвестно, что в условиях переживаемого нашим государством кризиса наука и образование оказались в сложном положении, в особенност и это касается образования в области точных и естественных наук. Необходимость адаптации к рыночным условиям потребовала изменить многие из сложившихся за предыдущие десятилетия стереотипов в деле подготовки кадров. В частности, претерпевает серьезные изменения система подготовки химиков-технологов. Если в 1982 г. число химико-технологических специальностей, по которым велась подготовка инженеров, было 30, то в 1994 г. оно сократилось до 18-ти. Доля специальной подготовки в химико-технологических вузах сократилась до 15-18%, а естественно-научной увеличилась до 35-40%. Изменилось и распределение студентов по различным специальностям в соответствии с изменением области деятельности выпускников. Эти и другие стратегические проблемы развития химико-технологического образования обсуждались в докладе ректора РХТУ академика П.Д. Саркисова, который возглавил организацию и работу секции "Химическое образование ".

По проблемам химического образования в общей сложности были заслушаны около 25 докладов, проведен Круглый стол и рассмотрены материалы стендовой сессии (около 30 докладов). Были заслушаны почт и все заявленные в программе устные доклады, из стендовых же были представлены лишь чуть больше половины сообщений. По-видимому, это связано с дефицитом финансирования работников высшего и среднего образования в регионах.

Тем не менее, совокупность представленных материалов охватывала практически все актуальные вопросы химического образования в школе и вузе.

Нет возможности сколько-нибудь подробно проанализироватъ все

высказанные на секции идеи, поэтому остановимся лишь на некоторых представляющих, по мнению репортера, наибольший интерес.

Ректор Московской Академии тонкой химической технология профессор В.С. Тимофеев поделился интереснейшим опытом Академии в области подготовки бакалавров, которые получают базовое высшее образован

Профессор М.Б. Генералов рассказал о путях перестройки Московского института химического машиностроения - вуза, который в условиях изменяющихся приоритетов у молодого поколения оказался на обочине. Превращения МИХМа в Академию химического машиностроения не сильно увеличило популярность вуза среди молодежи, да и не могло способствовать трудоустройству выпускников на предприятиях переживающей глубокий кризис отрасли. Настойчивые поиски коллектива выявил и перспективное направление преобразования вуза: оказалось, что интенсивно протекающий процесс экологизации химической и других отраслей промышленности слабо обеспечен как машинами и аппаратами, отвечающими природоохранным требованиям, так и квалифицированными кадрами инженеров, способных проектировать и строить такую технику. Эту свободную нишу и занял теперь Московский государственный университет инженерной экологии.

Среди нескольких сообщений декана химического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова член-кор. РАН В.В. Лунина выделяется информация об опыте факультета, связанном с привлечением к поступлению в МГУ талантливой молодежи. На химфаке Московского университета уделяется огромное внимание этой проблеме: работают подшефные школы и классы, сотрудник и участвуют в проведении самых разнообразных химических олимпиадах, проводятся выездные приемные экзамены и предварителъные приемные испытания в мае. Зам. декана по учебной работе профессор Н.Е. Кузьменко, по сути дела, создал банк данных в пределах СНГ, включающий школьных учителей химии, выпускники которых поступают учиться в МГУ. Эти учителя бесплатно получают учебно-методическую литературу, им направляют благодарственные письма и снабжают информацией об изменениях правил приема. Результатом этой кропотливой и систематической работы является постоянное в течение последних лет повышение конкурса, который уже превысил 4 человека на место, и высокий уровень контингента студентов.

Зав. кафедрой неорганической химии СпбТИ профессор Ю.Н. Кукушкин поделился с делегатами и участниками съезда опытом чтения уникального по содержанию учебного курса "Введение в химическую специальность". Особенность этого курса состоит в том, что помимо элементарных нов химии он содержит главы, посвященные психологическим основам учения, методическим приемам усвоения учебного материала и т.п. По свидетельству докладчика курс вызывает активный интерес у студентов.

Президент съезда академик О.М. Нефедов рассказал об опыте работ ы Высшего химического колледжа РАН, который вот уже в течение семи лет функционирует как факультет РХТУ им. Д.И. Менделеева. Уникальная система подготовки химиков-исследователей в этом колледже в сочетании со строгим отбором абитуриентов позволила достичь замечательных результатов: к моменту защиты диплома значительная часть выпускников имеет несколько публикаций в ведущих отечественных и зарубежных журналах, а многие дипломные работы представляют собой серьезные заявки на кандидатские диссертации. Выпускники ВХК часто получают приглашения работать в зарубежных университетах. Важно отметить, что докладчик остановился и на нерешенных пока проблемах этого уникального учебного заведения.

Сходным опытом поделился декан Высшего колледжа наук о материалах, работающего на правах факультета МГУ, академик Ю.Д. Третьяков.

Проблемам информационного обеспечения высшего химического образования был посвящен доклад руководителя научно-информационного це нтра химического факультета МГУ Б.И. Покровского. В его докладе шла речь о формировании сетевой инфраструктуры информационного обеспечения образования и научных исследований, а также о www-сервере CHEMNET, который доступен через Интернет. В этом сервере размещены полные тексты учебных программ, лекций, учебных пособий, материалы к семинарским занятиям и проч.

Среди докладов, посвященных непрерывному образованию, можно выделить сообщение чл-корр. РАН Г.А. Ягодина, который рассмотрел стратегические направления развития химического и естественнонаучного образования в целом, а также выявил закономерности этого развития. В частности, с большим интересом слушатели восприняли мысль докладчика о постоянно возрастающей роли английского языка, который постепенно становится единственным языком межнационального общения.

В области экологизации химического образования наиболее содержательным был доклад профессора В.М. Назаренко, которая выстроила внутренне непротиворечивую систему школьного курса химии, включающего целостный экологический подход.

Автор этих строк обратил внимание участников постсимпозиума на довольно большую группу заблуждений, которые активно пропагандируются в процессе преподавания экологизированных курсов химии – возможность добычи "чистой" электроэнерги и, чистые возобновляемые источники энергии, чистота водородной энергетики, чистота электромобилей и.т.п.

К этому докладу примыкало сообщ6ение главного редактора журнала "Химия и жизнь XXI век" Л.Н.Стрельниковой, которая обратила внимание участников собрания на важность обобщения различных разделов науки в рамках научно-популярных источников информации и на ответственность журналистов при публикации научных сведений.

Интересный доклад сделал В.В. Загорский, который детально рассмотрел мотивацию сегодняшних учащихся при обучении в школе и вузе.

0пыт специализированных средних учебных заведений наилучшим образом был отражен в сообщении З.Д. Белых - директора Пермского естественнонаучного лицея.

На съезде и постсимпозиуме прозвучали несколько докладов иностранных участников из дальнего зарубежья. Функционер Американского химического общества Сильвия Уза рассказала о стремлении членов ACS поднять уровень и в известной мере унифицировать преподавание химии в средней школе США. Однако наибольшее внимание вызвала информация профессора Д. Бредли /ЮАР/, который провел специальный семинар по применению разработанного им лабораторного микропрактикума. Двум десяткам счастливчиков досталисъ комплекты этой разработки.

Следует заключить, что, несмотря на трудную обстановку в области химического образования и тяжелое положение химических вузов, работа секции прошла, пожалуй, даже с определенным оптимизмом участников.

Успеху работы секции "Химическое образование" способствовали ученый секретарь секции Г.Н. Кононова /МГАТХТ/ и исполнительный директор Ассоциации по химическому образованию Е.С. Ротина, на плечи которых лег труд по подготовке и организации заседаний, выставки, публикации докладов.

профессор Г.В. Лисичкин
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова