ChemNet
 
Химический факультет МГУ

ПОДДЕРЖКА


Министерство образования Российской Федерации


Российская академия наук


Национальный фонд подготовки кадров


Нефтяная компания ЮКОС


Ассоциация технических университетов


Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

Ассоциация инженерного образования России
Томский политехнический университет

Международный симпозиум

ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
МОДЕЛИ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ

27-28 мая 2003 года
г. Москва

Интервью с председателем оргкомитета, профессором
Похолковым Юрием Петровичем

Наша цель - специалист с инновационным мировоззрением

Юрий Петрович, какая цель нынешнего симпозиума?

Обсудить проблемы инновационного образования, суть которого формирование инновационного мировоззрения у будущих специалистов.

Что такое инновационное мировоззрение? У нас получается тавтология.

Нет, образование и мировоззрение разные понятия...

Я хочу сказать, что сложилось впечатление, будто многие участники конференции под инновационным образованием понимают образование, прививающее творческий подход к своему делу и не связывают его с понятиями рынка, бизнеса.

Нет, это не так. Я думаю, что инновационное образование, в конечном счете, позволит человеку создать более продвинутый продукт, чем тот, который существовал ранее.

Это одна часть дела, которому учили и раньше. У нас немало хороших научных продуктов, разработок, но у нас не умеют их доводить до товара, который можно предъявить на рынок. Поэтому, не должно ли входить в понятие инновационного образования приобретение соответствующих знаний и навыков?

Во-первых, я не считаю, что у нас много конкурентоспособных разработок...

Допустим, они есть.

Тогда надо уметь их продвигать. И необязательно в сегодняшних российских условиях, при нынешнем состоянии нашей экономики цепляться за самые передовые технологии. На мой взгляд, следует придерживаться трех главных критериев развития нашей экономики: привлечение инвестиций, увеличение числа рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы для наполнения госбюджета. Чтобы удовлетворять этим трем критериям, необходимы не только новые разработки, но и команды, состоящие из специалистов, способных генерировать идеи, умеющих конструировать или создавать новые технологии, исследовать рынок и, в конечном счете, продавать. Нам нужны специалисты для обслуживания этих разработок или технологий. Каждый член этой команды должен иметь инновационное мировоззрение, предполагающее, что человек постоянно находится в поиске лучших путей решения основной задачи - разработки и изготовления нового - лучшего продукта. То есть инновационное мировоззрение означает ориентацию на самое лучшее, это то, что сегодня называют бенчмаркингом.

И все же, участники симпозиума отмечают, что до сих пор наши технические вузы ориентированы на выпуск специалистов-исследователей.

Ну, далеко не всегда. Инженерное образование разное. Действительно, в учебных планах технических вузов стоит исследовательская работа. И многие столичные вузы, ориентированные на НИИ, в советское время готовили инженеров-исследователей, и этим даже заманивали абитуриентов. Но у нас в Сибири на подготовку инженеров-исследователей ориентировались всегда в меньшей степени. Наш Томский политехнический институт готовил и готовит практиков. На мой взгляд, обе составляющие должны быть включены в учебный план технических университетов. Но самое главное, я повторяю, развить у молодого специалиста инновационное мировоззрение, то есть воспитать людей, которые стремятся жить лучше и учить этому других.

Стремление жить лучше это часть понятия инновации?

Да, это часть понятия инновации. Но инновационное образование - понятие сложное, оно отличается, например, от "элитного образования", которое можно организовать в течение 2-3 лет.

Как взаимодействует Ваш университет с рынком, для которого вы готовите специалистов?

Два пути взаимодействия. Первый, более легкий - это выполнение заказов рынка. Мы открываем новые, востребованные специальности. За последние десять лет наш университет изменил примерно на одну треть перечень наших специальностей. Мы тесно сотрудничаем с ЮКОСом и видим, какие специалисты им нужны, и я с гордостью должен отметить, что наши выпускники отвечают их высочайшим требованиям.
Но есть и другой путь взаимодействия с рынком - его формирование, влияние на него. Тут встает философский вопрос: что первично - спрос или предложение? Я считаю, что первично предложение: человеку надо показать, что-то новое, и он начнет этим пользоваться. Простой пример с безопасной бритвой: сегодня, когда нам показали бритву "Жилет", никто не пользуется бритвой "Нева".

Есть ли у Вас специальные курсы по коммерциализации технологий?

Разработаны специальные разделы в некоторых экономических курсах. У нас же есть инженерно-экономический факультет, который готовит инженеров-экономистов.

В своем докладе Т. Клячко из Высшей школы экономики отметила, что экономисты, которых готовят инженерные вузы, профессионально несостоятельны и невостребованны.

Нет, я не согласен с эти утверждением. Заявок на наших специалистов больше, чем выпускников. Все наши выпускники хорошо устроены.

Что Вы хотели услышать от приглашенных на симпозиум иностранных участников? Что вы надеетесь от них перенять?

Во-первых, интересно послушать опыт создания инновационных университетов в Европе. Кроме того, прямо на симпозиуме Ассоциации инженерного образования России поступило очень интересное предложение войти в состав Европейской Ассоциации Аккредитованных Агентств по инженерному образованию (пока в качестве наблюдателя). Таким образом, наша Ассоциация выполнит пожелание Министра образования как-то приблизиться к Болонскому движению. Ведь Россию туда уже не пускают.

Почему?

Потому что три года назад, когда Болонская декларация была подписана министрами 29 европейских государств, Россия отказалась к ней присоединиться. Ведь, что такое Болонский процесс? Это причесывание под одну гребенку университетов всех европейских стран, что позволит им взаимно признавать дипломы друг друга. И, несмотря на то, что было много дискуссий и возражений, например, со стороны ведущих университетов Германии, все пришли к согласию. А мы не пошли по европейскому пути, не стали трансформировать свою систему образования. Теперь, когда Россия, наконец, захотела присоединиться к Болонскому процессу, ей говорят: "Мы ушли уже очень далеко, ждите, пока мы не "причешем" все окончательно, и тогда, может быть, за деньги, вы сможете к нам присоединиться". Поэтому нам надо постараться войти хотя бы в общественные организации, такие как Европейская Ассоциация Аккредитованных Агентств по инженерному образованию, что послужит плацдармом для присоединения к Болонскому процессу. Однако хочу отметить, что и сегодня в России не все считают, что надо подписывать Болонскую декларацию.

Почему? Боятся утечки умов?

И по этой причине тоже. Но главное, руководствуются принципом: "мы сами с усами". Но конкурировать надо не таким способом. Надо стать лучшими, и тогда все будут говорить на нашем языке. Когда Европа будет покупать хотя бы наши утюги, тогда мы сможем ей сказать: учите наш язык. А пока мы должны говорить на языке европейских стран и на плечах их технологий прорываться дальше. У нас очень много талантливых людей, но надо дать им возможность проявить себя.

На симпозиуме собрались представители технических университетов. Применимо ли идеи инновационного образования к классическим университетам?

Да, конечно. Выпускники этих учебных заведений сталкиваются с теми же проблемами на рынке труда, что и выпускники технических университетов. Другими словами, рынок предъявляет им те же требования.

Татьяна Зимина


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору