ChemNet
 
Предыдущий доклад Содержание Следующий доклад Тезисы докладов конференции
"Инновационные формы деятельностив науке и образовании"

Инновации в высшем и среднем химическом образовании

Кузьменко Н.Е.

Профессор, зам. декана химического факультета МГУ.

            Рискнем сформулировать утверждение, с которым далеко не все согласятся, а именно: инновации в науке и образовании – это всегда реформы в науке и образовании. Реформы  в свою очередь – это всегда риск не только выиграть, но и проиграть, причем второе реализуется всегда чаще.

            В настоящее время в России назрела насущная потребность в серьезной модернизации всей системы образования, в том числе и среднего. Здесь чрезвычайно уместен важный акцент: очень многие в России убеждены, что бесконечные и не всегда понятные перемены – специфическая национальная особенность только отечественного образования. Но это – заблуждение: реформы, или, если угодно, модернизации, или перестройки с удивительной регулярностью постигают среднюю и высшую школу практически всех стран – как крупных, ведущих, так и небольших. И ничего неожиданного здесь нет: жизнь везде и всегда идет вперед, появляются новые поколения и реалии, меняются общественное мнение и ценностные представления людей, и неизбежно приходится выбирать адекватные (на практике – не всегда адекватные) приоритеты и ориентиры образования, совершенствовать его содержание, организацию, методику обучения.

            Причина такого заблуждения – слабая информированность широких кругов российской общественности о развитии образовательного процесса в мире. Мы плохо знаем, что и почему в этой сфере делается за границей, публично не анализируем зарубежный опыт, не делаем для себя практических выводов из чужих достижений и ошибок. Следует к этому добавить также, что мы плохо анализируем, а часто и вовсе не знаем отечественного опыта проведения реформ образования (см., например, [1-5]).

            В этой связи в докладе предпринята попытка проанализировать сложившееся в среднем и профессиональном высшем образовании (прежде всего на примере химического образования) положение; выяснить причины, которые привели его к современному состоянию; сформулировать объективные принципы, которые следует положить в основу модернизации образования, чтобы она была успешной; а также описать основные методы взаимодействия средней и высшей школы, с помощью которых можно не только восстановить то, что было положительного в среднем образовании, а затем было утрачено, но и поднять его уровень выше. Все рассматриваемые проблемы тесно взаимосвязаны между собой.

            Упомянем только некоторые из этих проблем. Это – обновление содержания общего и высшего химического образования и совершенствование механизмов контроля за качеством; разработка новых государственных стандартов общего и высшего химического образования; введение единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и жестко связанных с ним государственных именных финансовых обязательств (ГИФО); введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; двухуровневая подготовка специалистов в вузе (бакалавриат и магистратура) и т.д.

Список литературы

[1] Гран Р.Й. Реформы образования и старшая школа. – М.: Недра, 2003. 154 с.

[2] Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Недра, 1999. 243 с.

[3] Кульпин Э.С., Машкина О.А. Китай: истоки перемен. Образование и мировоззрение в 1980-х годах. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. 326 с.

[4] Образование, которые мы можем потерять. Сборник. Под общей ред. Садовничего В.А. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; институт компьютерных исследований, 2002. 288с.

[5] Вестник Российского Общественного Совета по развитию образования. Выпуск 8. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 66с.


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору