ChemNet
 
Предыдущий доклад Содержание Следующий доклад Тезисы докладов конференции
"Инновационные формы деятельностив науке и образовании"

Инновационный потенциал научно-образовательного комплекса МИТХТ

Тимофеев В.С., Соломонов В.А., Фролкова А.К., Юловская В.Д.

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Развитие научных исследований и инновационной деятельности является необходимым условием подготовки высококвалифицированных кадров в области наукоемких технологий. Многоуровневая (ступенчатая) система высшего образования обладает значительным инновационным потенциалом, поскольку позволяет решать на принципиально новых началах задачу комплексного кадрового сопровождения внедрения наукоемких технологий путем создания корпоративной команды, включающей исследователя, технолога, менеджера-экономиста, инженера-эколога, владеющих знаниями в области технологии, экономики, экологии, информационных технологий, аудита, управления качеством, маркетинга технологий и продуктов. Многоуровневая структура основных образовательных программ реализуется в Московской академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) с 1991 года.

Вложение финансовых средств потенциальными потребителями технологий и кадров в такую образовательную систему является оправданным и экономически целесообразным. Целевая специализированная подготовка с учетом требований заказчика осуществляется на второй ступени высшего образования, что существенно снижает затраты потребителя, который оплачивает только 2 года обучения в магистратуре или 1‑1,5 года обучения по специальности. При этом потребитель получает специалистов, подготовленных к работе на конкретных рабочих местах.

Потребитель имеет возможность отбора выпускников бакалавриата для заключения контрактов на дальнейшее обучение по специальным программам. Благодаря жесткой конкурентной среде во время обучения в бакалавриате при переходе на последующий образовательный уровень студентами осуществляется мотивированный выбор не только конкретного направления подготовки, но и характера своей будущей деятельности (научно-педагогическая, научная, инженерно-конструкторская, проектная, инновационная, управленческая). В ходе обучения по программам бакалавриата обеспечивается высокий уровень фундаментальной подготовки студентов и формируются способности к самообразованию и творческой деятельности.

При реализации образовательно-профессиональных программ второй ступени в МИТХТ учебный процесс сочетается с различными формами участия студентов в проведении научных исследований. В магистратуре, начиная с первого семестра, студенты ведут научную работу по теме магистерской диссертации под руководством опытных научных руководителей – доцентов или профессоров. На проведение научных исследований графиком учебного процесса отводится 2-3 дня в неделю. Экспериментальная работа осуществляется как в научных лабораториях учебных кафедр МИТХТ, так и в лабораториях базовых кафедр, размещенных на территории научно-исследовательских институтов, центров. В высшей инженерной школе при подготовке  квалификационной работы студенты разрабатывают новые технические решения для действующих производств, рассматривают вопросы экономической эффективности, экологической безопасности и защиты интеллектуальной собственности.

Научно-образовательный комплекс МИТХТ характеризуется наличием признанных научно-методических школ, достаточно развитой инфраструктурой и научным штатом, позволяющим создавать наукоемкие химические технологии и успешно внедрять их в практику.  Так, в 2000 году выигран грант Российского фонда технологического развития и получен кредит на разработку технологии и опытно-промышленного производства сорбента для очистки гидросферы от нефтепродуктов. В ОАО «Баквит–сорбент» в 2003 году в г. Буинске (Татарстан) запущена опытно-промышленная установка с объемом производства 500 тонн сорбента в год. Сотрудниками академии был разработан, получил разрешение на  клиническое использование первый отечественный препарат для фотодинамической терапии рака «Фотогем». Препарат используется в клиниках России и ряда зарубежных стран.По договору с Институтом Передовых Технологий Самсунг (Южная Корея) исследованы возможности синтеза новых полициклических мономеров в приложении к ароматическим фосфорсодержащим фоторезистам. Для фирмы «Pirelli» (Италия) в рамках международного контракта выполнен инновационный проект по получению полимерных мембран с ионной проводимостью для топливных элементов. МИТХТ совместно с ФГУП «Центр МНТП» проводит большую работу по созданию микролабораторий по химии, физике, биологии для малокомплектных сельских школ и методического и информационного обеспечения лабораторных занятий.

Таким образом, на примере научно-образовательного комплекса МИТХТ им. М.В.Ломоносова показаны элементы инновационной деятельности высших учебных заведений технического профиля.


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору