ChemNet
 
Химический факультет МГУ

События и итоги

Мотивация. Творчество. Ответственность

Составляющие этой триады как факторы, определяющие научную деятельность, стали предметом нашей беседы с и.о. декана химического факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, профессором С.Н. Калмыковым.

-  Степан Николаевич, на вашем факультете можно быть не просто студентом, а "студентом лаборатории". Поясните, пожалуйста, что это за статус и какое его дальнейшее развитие?

-  Химический факультет Московского университета  дает  глубокое  фундаментальное образование, оно позволяет выпускнику быть вполне конкурентоспособным на рынке труда и посвящать себя самым разнообразным профессиям и занятиям. Попробую пояснить на примере моей родной кафедры- кафедры радиохимии. Радиохимия - наука молодая, ей всего 120 лет. Но эта наука и смежные дисциплины, такие как ядерная физика и другие - в значительной степени определили контуры двадцатого века. Эти науки, включая и биологию, трансграничны, что отражается на широте подготовки студентов. На статус студента лаборатории нет формального конкурса, мы просто смотрим, насколько человек мотивирован. Важна способность студента поглощать большое количество информации из разных источников: занятия, лекции, семинары, практикумы, общение с коллегами и так далее. Мы стремятся отбирать мотивированных ребят, которые хотели бы связать свою жизнь с наукой, стараются широко смотреть на поставленную проблему. Неукоснительное требование нашего факультета -любой, даже маленький студенческий проект должен делаться на современном оборудовании и быть связанным с актуальной задачей. Почему-то, если речь идет о молодежной науке, принято чаще говорить о деньгах или неких бонусах. Но очень важно, чтобы работа была востребованной, наполненной конкретным смыслом. Когда молодой ученый понимает, что его труд нужен, это ценится им не меньше, а может быть, больше, чем материальное поощрение.

Вы с настоящим артистизмом читаете лекции для школьников, о чем свидетельствуют видеоматериалы, "движение в народ" поддерживают и коллеги. Каковы, на Ваш взгляд, самые актуальные задачи работы с абитуриентами?

- Нам нужен больший выбор мотивированных ребят. Поэтому мы с коллегами абсолютно не жалеем времени, которое на общественных началах тратим, чтобы читать лекции в школах, записывать лекции онлайн. Даже если дети не все поймут, но услышат ключевые слова, которые пробуждают интерес к тому, чему учат на химическом факультете МГУ, это будет хорошей мотивацией. В работе с абитуриентами, на мой взгляд, нужен непрерывный цикл, я бы сказал - от яслей до академии. В мировой практике есть такие примеры. На нашем факультете недавно выступал Нобелевский лауреат по химии 2011 г. Дан Шехтман и рассказывал об израильском проекте, которым он занимается. В рамках проекта дети, начиная с 4-х лет, участвуют в решении естествоиспытательских  задач.  Разумеется, в игровой форме. Это вовлекает ребенка в философию исследования природы, приучает осваивать большое количество знаний. Об эффективности таких проектов я могу судить и на собственном опыте - сам в детстве ставил простые и безопасные эксперименты, которые помогали мне познавать живую природу. Окружающий мир "подкидывает" немало задачек, способствующих развитию ребенка.

-   Когда Вы решили профессионально заниматься химией и стать студентом МГУ?

-  Я с детства интересовался тем, что сегодня определяется как life sciences, биологическим направлением. Выбрал химфак МГУ, потому что здесь по крайней мере две кафедры, которые занимались интересующими меня вопросами, и практически на каждой кафедре присутствовало направление, связанное либо с медициной, либо с биохимией. Первый курс проходил тяжело: уровень школьной химии категорически отличается от того, что преподается в университете. А настоящее увлечение наукой началось с моих учителей, с той атмосферы, в которую я попал. Мой первый научный руководитель - Юрий Александрович Сапожников, ведущий научный сотрудник. Я очень ему благодарен именно за то, что уже на втором курсе оказался в настоящей научной среде, где ставились интересные задачи. Летом мы на месяц уезжали в морские экспедиции, отбирали пробы окружающей среды, делали их исследования, - все это, конечно, увлекало. Я понял - нет неинтересных научных направлений, важно, в какой коллектив вы попадете. И мы в лаборатории стараемся создать максимальные условия благоприятствования для студента: он участвует в научных школах, контактирует с учеными из разных научных институтов, ездит на конференции.

- Давайте продолжим тему преемственности поколений. 26 января на Студенческом огоньке, посвященном Татьяниному дню, по традиции была вручена высшая общественная награда МГУ "Звезда Московского университета". В этом году она присвоена Ирине Петровне Белецкой, академику РАН, профессору химического факультета.

-  Ирина Петровна Белецкая не только звезда Московского университета - это гордость российской и мировой науки! Могу со стопроцентной уверенностью говорить, что она человек Нобелевского уровня. Ирина Петровна в своих работах, связанных с механизмом химических реакций, заложила основу многих направлений современной органической химии - это и катализ, и первые работы, связанные с применением редкоземельных элементов в металло комплексном катализе и так далее.

- В одном из своих интервью академик Белецкая говорит о том, что химия в чем-то сродни искусству...

-  В этом действительно есть искусство - небольшие подстройки в молекулах изменяют направление вектора химических реакций, набор продуктов реакций - безусловно, интереснейшая вещь! Ирина Петровна, я бы сказал, абсолютный гигант с точки зрения науки. На протяжении своей жизни она была вынуждена преодолевать огромные трудности - ее отец был репрессирован, детство и юность прошли в бедной белорусской деревне, и первые годы учебы в университете были, мягко говоря, несладкие. Но Ирина Петровна очень требовательна к самой себе, ей всегда было присуще понимание того, что нельзя "прогибаться" под временные условия или правила, с которыми ты не согласен. Она всегда училась на "отлично". В 30 лет защитила докторскую диссертацию. В советское время не вступала в КПСС, однако была избрана академиком и получила звание профессора. Ирина Петровна человек очень широкого кругозора: она разбирается и в изобразительном искусстве, и в музыке. Предстоящему 10 марта этого года юбилею И.П. Белецкой будет посвящено несколько публикаций в международных тематических журналах. В штаб-квартире фирмы BASF, где работают ее ученики, одна из аудиторий названа ее именем.

- Ваша область науки отличается высокой степенью ответственности ученого, буквально ценою в жизнь. Вы помните, когда сами осознали эту громаду ответственности? Как студенту объяснить, с какими вызовами он может столкнуться, достигнув вершин в профессии?

-  Я почувствовал эту ответственность, еще работая над своим дипломом. Да, то с чем нам приходится иметь дело - тонкие химические технологии, радиохимия, ядерная химия - глобальные, масштабные проекты, они определяют, как бы это громко ни звучало, суверенитет государства, самые прогрессивные технологии. Ты осознаешь, что можешь добиться решения глобальных задач, сделать нечто, за что потомки могут сказать "спасибо". Это серьезная мотивация. Именно так и нужно говорить об этом со студентом.

Еще один аспект мотивации - возможность расширить границы своей научной деятельности, общаться с коллегами во всем мире. Как сегодня развивается международное сотрудничество факультета?

- У химического факультета много международных соглашений. Например, мы интенсивно сотрудничаем с Японией. Сюда приезжают японские студенты - распределяются по лабораториям, от 2-х недель до 2-х месяцев учатся у нас. Так же наши ребята едут в Японию и учатся там, в лабораториях выполняют конкретные научные проекты, логически связанные с тем, чем они занимаются здесь. Сотрудники химфака активно участвуют в различных мегасайнс установках, среди которых Центр синхротронного излучения в Гренобле и Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах XFEL, который открылся в Гамбурге. Такие глобальные, транснациональные установки позволяют проводить исследования на самом передовом крае современной науки, и наши ученые принимают в этом активное участие. Наши студенты также ездят на стажировки, где имеют возможность "поработать руками" и на установках мега класса. И это, опять же, усиливаeт мотивацию студентов - они чувствуют себя вовлеченными в мировую науку.

Беседовала Любовь Некрасова
Газета "Московский университет"
№ 2 (4529) февраль 2018
Источник фото: www.letopis.msu.ru


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору