ChemNet
 
Химический факультет МГУ

События и итоги

О деятельности химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
с 28 апреля 2003 г. по 23 апреля 2004 г.

(отчет декана Химического факультета МГУ академика РАН В.В.Лунина на Ученом Совете факультета 23 апреля 2004 года)

Глубокоуважаемые члены Ученого Совета!

Глубокоуважаемый Виктор Антонович!

        Отчетный год в жизни химического факультета, также как и в жизни всего Московского университета насыщен многими, разными по своей значимости и достижениям событиями.

        В соответствии с осуществляемой в последнее десятилетие деканатом системой отбора талантливой молодежи  России, стран СНГ и Балтии прошел прием на факультет. В последние годы мы имеем устойчивый конкурс ~3-4 человека на место. Существенно, что число иногородних студентов при этом составляет ~60%. Отдел нового приема во главе с доцентом В.В.Ереминым установил прочные, творческие связи практически со всеми школами России. Так было и в этом учебном году. Осенью прошлого года мы опубликовали в различных средствах массовой информации задания заочного тура по математике, химии и физике! Несмотря на различные слухи о противодействии этой системе со стороны Минобразования, к настоящему времени мы получили более 1500 ответов от учащихся с  решениями заданий заочного тура.   В начале марта руководители Министерства обещали, что в этом году прием в  вузы будет вестись по смешанной схеме: ЕГЭ + другие формы вступительных испытаний. Но стремление протащить ЕГЭ и наказать Москву и в первую очередь МГУ им. М.В.Ломоносова, не принявших ЕГЭ, оказалось у чиновников Минобразования сильнее. Ректор получил письмо Министра, запретившее нам проводить прием с учетом результатов вузовских олимпиад. Ведомственные амбиции министра Филиппова с компанией оказались выше интересов государства. Мнения Ученого Совета МГУ, ректора, деканов всех факультетов о том, что каких-то разумных аргументов  в пользу ЕГЭ у его авторов нет -  не желают слышать. На совещании ректоров ряда вузов России 3 апреля новый министр образования и науки А.А.Фурсенко сказал, что ЕГЭ не может быть единственной формой вступительных испытаний в вузы, равно как и эффективным средством борьбы с коррупцией. И тут же, 10 апреля с.г., главный идеолог ЕГЭ – ректор высшей школы экономики Я.И.Кузьминов в интервью газете "Известия" заявил: "...ЕГЭ никогда не задумывался как единственный механизм попадания в вузы, и ваш покорный слуга (Я.Кузьминов) вместе с Виктором Садовничим в 2001 году обратились с письмом к президенту Путину, где предлагали дополнить ЕГЭ механизмом улавливания наиболее талантливых  - федеральными предметными олимпиадами.  Если Я. Кузьминов действительно с этим согласен, то причем здесь ЕГЭ?

        Обратите, пожалуйста, внимание на соотношение наших студентов из Москвы, области и остальной России. В каждом выпуске 25-40% получают красные дипломы. Из числа рекомендованных в аспирантуру – до 75% составляют иногородние (табл. 1).

Таблица 1

ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ В 2000-2004 гг.

Год

Москва и Моск.обл.

Иногородние

Общее

Число

Москва и Моск.обл. с отличием

Иногородние с отличием

Общее число с отличием

Рекомендовано в аспирантуру

Москва и обл.

Иного-родние

Всего

2000

98

74

172

29

29

58

31

75

106

2001

97

73

170

33

22

55

39

70

109

2002

93

112

205

38

43

81

45

86

131

2003

82

101

183

36

48

84

41

60

101

2004

92

90

182

36

21

57

21

64

85

        Это результат созданной нами и признанной не только всеми химическими факультетами классических университетов России, но и многими другими вузами, прозрачной системы  отбора наиболее способных выпускников российских школ в вузы.

        Что касается олимпиад, то здесь мы оказались абсолютно правы, когда 12 лет назад вернули их на химический факультет. Мне вновь хочется выразить огромную благодарность замечательным командам наших преподавателей, сотрудников, лаборантов, осуществляющих высокопрофессионально, с любовью к детям и чувством ответственности за будущее нашей страны, очень важную работу. В течение многих лет эту работу ведут  профессора Н.Б.Зоров, В.И.Теренин, В.Г.Ненайденко, Ю.А.Устынюк, А.К.Гладилин, доценты О.В.Архангельская, В.В.Загорский,  В.В.Еремин, О.К.Лебедева, И.В.Трушков, И.А.Тюльков, асс. А.В.Бачева, к.п.н. О.Н.Рыжова, с.н.с. М.Д.Решетова. Только что завершилась Московская региональная и 40-ая Всероссийская химические олимпиады школьников по химии. Сотни ребят стали участниками этих этапов олимпиад, а победители среди участников из 11 классов впервые смогут без вступительных испытаний поступить в вузы России.

        Среди 25 школьников, выступавших за 11 класс – трое 10-классников. Победители и призеры 11 класса (22 человека) имеют возможность без вступительных испытаний быть зачисленными на химический факультет. Согласно правилам приема в МГУ в 2004 году, кроме победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады, на химический факультет без вступительных испытаний могут быть зачислены победители и призеры 4-го федерального окружного этапа, включая победителей и призеров Московской городской и Санкт-Петербургской городских олимпиад. Всего льготами при поступлении на химический факультет могут воспользоваться 79 выпускников (без учета Санкт-Петербурга), из них 21 -  победители и призеры заключительного этапа. Следует отметить, что уровень заданий Московской и Санкт-Петербургской городских олимпиад не соответствует уровню заданий федерального этапа. В следующем году целесообразно поручить методической комиссии Всероссийской олимпиады также готовить задания и для этих олимпиад.

        Мне особенно приятно напомнить вам, дорогие коллеги, что 40 лет назад профессор Московского университета, чл.-корр. АН СССР М.А.Прокофьев, бывший в то время министром просвещения РСФСР подписал приказ о проведении предметных олимпиад школьников. С 1 по 9 мая в Кишиневе пройдет  38-я Международная Менделеевская олимпиада школьников стран СНГ и Балтии. Ее принципиальное отличие от предыдущих заключается в том, что это будет химико-физическая олимпиада. Наши коллеги  с физического факультета решили подключиться к этой олимпиаде и предложить ее участникам ряд заданий по физике.  Другим отличием 38-й Менделеевской олимпиады является участие в ней впервые команд Болгарии, Румынии и Турции. Я много раз говорил в своих отчетах о значении этой олимпиады для сохранения единого образовательного пространства, для будущего сотрудничества с нашими ближайшими соседями.  Желание ряда новых государств принять участие в Менделеевской олимпиаде не случайно. В следующих таблицах представлены результаты выступлений участников Менделеевской и Всемирной химических олимпиад в последние 2 года. Легко заметить, что результаты обеих международных олимпиад практически совпадают. Для нас чрезвычайно важен и другой результат – большинство победителей Менделеевской олимпиады становятся нашими студентами, получают образование в МГУ – на русском языке.

        В своем отчете о работе деканата год назад я информировал членов Совета об учреждении  союза лицеев центральных областей Российской федерации. Этот союз объединил элитные лицеи Брянской, Калужской, Смоленской, Орловской, Тульской  и ряда  других областей РФ. В прошлую пятницу наш ректор В.А.Садовничий принял делегацию администрации Брянской области во главе с губернатором Ю.Е.Лодкиным. На этой встрече по просьбе администрации областей, учредивших союз лицеев, было принято решение о проведении пробной многопредметной  олимпиады на базе Брянского лицея №1. Олимпиада будет проводиться  представителями предметных комиссий разных факультетов.  Она позволит талантливым детям центральной России стать студентами МГУ.

        Дорогие коллеги, я не случайно уделил столько внимания работе деканата по организации и проведению предметных олимпиад школьников. Среди наиболее ярых реформаторов – модернизаторов  нашего среднего образования  практически нет ни одного представителя естественных наук. Именно по этой причине ученым советом МГУ, всеми отделениями РАН были отвергнуты все предложенные  в прошлом году образовательные стандарты. Новые базисные учебные планы практически выводят химию, физику, биологию, географию за рамки обязательных  базовых учебных дисциплин в старшей школе. Эти предметы в старшем звене школы заменены естествознанием  по три часа в неделю в 10 и 11 классах.

        Как отмечает в тех же "Известиях" от 10 апреля декан факультета информационных технологий и программирования С-Птб. Государственного института точной механики и оптики (ИТМО) проф. В.Г.Парфенов: "Дело идет к тому, что через пять лет  нам придется не только завозить в страну технические устройства, но и приглашать иностранных инженеров  для их эксплуатации". Позиция определенной группы экономистов  в окружении Президента, в соответствии с которой "в фундаментальном знании ничего нового быть уже не может, нам нужно больше рабочих рук",  губительна для будущего России. Ключевым звеном  подъема экономики страны, создания приоритетных отечественных технологий является фундаментальное знание, а главной  технологической основой  промышленной политики страны должен стать кадровый интеллектуальный ресурс общества.

        Недооценка роли естественно-математического, в частности химического,  знания в экономике  и обществе, где ни одно современное производство не может обойтись без физико-химических способов воздействия на материалы, где в основе любой экологической программы лежит химическое знание, где медицина, биотехнологии, фармакология  связаны с химией, ведет к угрозе безопасности самой жизнедеятельности  человека.

        27 ноября 2002 г. министр В.М.Филиппов разослал  письмо "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений", в котором рекомендовалось довести аудиторную нагрузку студентов младших курсов до 23-25 и старших курсов до 18-20 часов в неделю.  На Пленуме совета УМО по химии 4 апреля 2004 г многие деканы химических факультетов сообщили, что эта рекомендация ректорами вузов принята как прямое указание, началось сокращение практикумов, времени на выполнение курсовых  и дипломных работ. Я обратился с письмом к министру А.А.Фурсенко  и ректору В.А.Садовничему  с обоснованием невозможности таких действий  в университетах России. Выполнение рекомендаций министра фактически приводит к полному развалу подготовки химиков университетского профиля в нашей стране. Наше УМО при подготовке учебных планов  и программ подготовки специалиста-химика пришло к обоснованному заключению,  что минимальная аудиторная нагрузка должна составлять не менее 32 часов в неделю. 

        Несмотря на все эти, абсолютно непонятные действия чиновников, мы храним  и развиваем лучшие традиции нашего образования. Образование в стране сохраняется не благодаря, а вопреки министерству образования. Конечно, изменения  в средней школе, связанные с тем, что весь 11-й класс учащихся натаскивают на ЕГЭ, отражается на успеваемости наших студентов. Так, число отчисленных с 1 курса в последние два года составляет 16 и 18 человек.  Но, в общем, наши студенты -  серьезные люди. Они  активно занимаются научной работой. Только что завершилась традиционная научная конференция "Ломоносов-2004". На секции химии было сделано  325 докладов. Среди выступивших 87 - иногородние участники, около 200 – студенты и аспиранты химического факультета, ~ 40 докладов сделали  представители других вузов Москвы. Наши студенты – активные, разносторонне развитые люди. Больше половины из них живут в общежитии и очень нуждаются в нашем внимании. Я не устаю повторять, наша с вами задача -  не только вести на высоком уровне профессиональную подготовку, но и воспитывать наших студентов на тех замечательных традициях, которыми так славен наш Университет и наш химический факультет. И, конечно, воспитывать личным примером, примерами наших великих предшественников. На только что прошедшей конференции “Ломоносов 2004” ученица 10 класса Е. Потапова представила доклад “Знаменитые российские химики, окончившие разные вузы в период с 1800 по 1960-е года”. База данных “Знаменитые российские химики” создана школьницей по биографическому словарю “Выдающиеся химики мира”, М. 1991 г. База данных включает 450 отечественных ученых-химиков. Удивительно, но факт, что 25% знаменитых химиков России составляют воспитанники Московского университета.

        В середине сентября в Казани состоялся 18-ый Международный Менделеевский съезд. Подавляющее число пленарных лекций было прочитано учеными нашего факультета. Наконец, многие государственные, престижные негосударственные, премии Президиума РАН, Ломоносовские, Шуваловские, Президента РФ и другие получены учеными нашего факультета. Это наш достойный вклад к 75-летию факультета и 250-летию Московского университета. В сентябре-октябре мы провели юбилейные конференции, посвященные нашим выдающимся современникам и ученикам: 100-летию академика АН СССР И. П. Алимарина и чл-корр. АН СССР Я. И. Герасимова, 80-летию чл-корр. АН СССР И. В. Березина. Их служение Московскому Университету - неотъемлемая часть славной истории нашего факультета и университета. Юбилейные конференции привлекают широкое внимание научной общественности. Так, традиционные Каргинские чтения собрали в январе этого года более 700 участников.

        Дорогие коллеги, в отчетном году происходило радикальное обновление приборной базы наших общих практикумов и лабораторий, практически во все практикумы поступили уникальные приборы. Открылась возможность качественно изменить содержательную часть практикумов по всем химическим дисциплинам. Необходимо провести активную методическую работу, чтобы с 1 января 2005 года до начала следующего учебного года ввести новые, современные задачи во всех общих практикумах, спецпрактикумах. Деканат ищет любые возможности для ремонта помещений практикумов, нам всегда помогает в этой непростой работе наш ректор В. А. Садовничий.

        Мы приступили к реконструкции нашей информационной системы. Ректорат решил объединить интернет-ресурсы МГУ в единый каталог, чтобы упростить к ним доступ. Об этом 2 апреля сообщила газета "Поиск". И нам приятно, что на очередном научном семинаре МГУ по реализации междисциплинарного проекта было отмечено: "Один из самых известных Интернет - долгожителей создан на химическом факультете университета. Это сайт "Сеть химического образования России". Сегодня этот сайт многие отечественные и зарубежные химики называют своеобразным центром российского химического образования в сети. Его "родители" - группа профессионалов, хорошо понимающих, что полезного может дать Интернет, как следует работать в виртуальной среде с научно-образовательной информацией, как наиболее эффективно представить ее пользователю". В этом году мы начали осуществление совместного проекта по созданию образовательных интернет-программ химических факультетов классических университетов и Ассоциации университетов Голландии.

        Хочу выразить искреннюю благодарность главному "родителю" нашего сайта Б.И. Покровскому, сотрудникам отдела информационных технологий Э.К. Кочетовой, И.В. Петросян, В.В. Миняйлову, М.М.Табунову. Информационные сети, интернет стремительно вошли в научно-образовательный процесс. Это ярко продемонстрировала 1-я Интернет- олимпиада по химии студентов и молодых ученых вузов России.

        В середине сентября в Казани я предложил пленуму УМС УМО классических университетов провести такую олимпиаду, чтобы посмотреть, насколько интересной она может быть для студентов и аспирантов. Финансовую поддержку этого проекта нам оказала американская компания InnoCentive. Мы рассчитывали на 150-200 участников. Каково же было наше удивление, когда на сайте олимпиады в течение 2-х месяцев зарегистрировалось более 600 участников не только из России, но из многих университетов СНГ, Балтии, Европы, Америки, Азии. Мы получили десятки откликов с благодарностью за интересное задание олимпиады и идеи ее проведения.

        В ноябре к 75-летию факультета и 250-летию университета мы планируем провести 1-ю Всемирную интернет-олимпиаду по химии. Ее проведение потребует создание мощного вычислительного ресурса, своевременной информации о принципах организации олимпиады. У нас, как я уже говорил, есть группа профессионалов, готовых на высоком уровне выполнить этот интересный и чрезвычайно важный для развития новых образовательных технологий проект.

        3-4 апреля мы провели на химическом факультете при финансовой поддержке компании InnoCentive конференцию “Инновационные формы деятельности в науке и образовании”. Конференция вызвала большой интерес со стороны самых разных вузов и организаций. Несмотря на то, что это были выходные дни, в конференции приняли участие более 200 человек. В том числе представительная делегация из ведущих университетов Китая. С сообщениями выступили вице-президент РАН Н. А. Платэ, зам. Председателя фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере С. Г. Поляков, руководитель отдела научных исследований компании InnoCentive д-р Джилл Панетта, председатель правления ОАО “Московский комитет по науке и технологиям” чл-корр. РАН В. Г. Систер, член Президиума РАН, директоры института проблем химической физики РАН – академик С. М. Алдошин, генеральный директор НПО “Унихимтек” профессор В. В. Авдеев, ректор ГАТХТ им. М. В. Ломоносова проф. В. С. Тимофеев, ген. Директор ЗАО “БиоХимМак” дхн. С. М. Староверов, зам. декана проф. Н. Е. Кузьменко, наши гости из Китая и ряда отечественных инновационных компаний. Очень важно, что в конференции участвовали деканы практически всех химических факультетов классических университетов России. Работала выставка отечественного научного оборудования, мы провели пленум УМС УМО по химии. 12-15 мая совместно с ЮНИДО на факультете пройдет Пленум УМС УМО по комбинаторной химии.

        Деканат стремится делать все возможное, чтобы факультет укреплял лидирующие позиции в области химического образования в нашей стране и за рубежом. Международные связи ученых факультета с нашими зарубежными коллегами интенсивно развиваются. Более 500 докладов в течение 2003 года сделано на Международных научных форумах. Впервые только из одной лаборатории КГЭ кафедры физической химии на 16 Всемирный озоновый конгресс в Лас-Вегасе было принято 8 устных докладов.

        В 2 раза увеличилось число иностранных студентов по сравнению с прошлым годом – 28(14). Их могло бы быть больше, если бы в университете улучшить решение проблемы с расселением иностранных учащихся и повысить уровень организационной работы. В течение последних лет дипломы иностранным выпускникам вручаются значительно позднее, чем российским гражданам. Это неправильно со всех точек зрения.

        Мы уверены, что интеллектуальный потенциал наших ученых, преподавателей может быть использован намного эффективнее на благо факультета и университета. Для этого каждый из нас должен стремиться реализовать достижения фундаментального знания в новые технические решения актуальных технологических проблем. Другого пути для устойчивого развития нашего дорогостоящего химического образования и науки нет и не будет.

        Естественно, что многие проблемы нашей жизни требуют  постоянного внимания и поисков путей их решения. Главные проблемы, Виктор Антонович, заключаются в социальной незащищенности наших сотрудников и нехватке жилья для молодых, талантливых ученых. Каждый день ко мне обращаются сотрудники с просьбой оказать помощь в организации лечения, в улучшении жилищных условий. Ясно, что у факультета нет таких возможностей, но и у ректора они тоже очень скромны. Мы стараемся максимально помогать нашим коллегам, но не всегда это удается. Может быть, стоит подумать о создании благотворительного фонда для поддержки заслуженных людей МГУ, отдавших свои силы и знания служению университету. У меня большие надежды на улучшение ситуации с медицинским обслуживанием, связаны со строительством клиники МГУ.

        Для нас – химиков есть еще одна проблема, требующая повседневного внимания со стороны учащихся, сотрудников, преподавателей и прежде всего научных руководителей - проблема безопасности. В прошлую пятницу ректор проводил совещание деканов и директоров институтов. В 15 часов ко мне подошел помощник Виктора Антоновича и с ужасом сообщил: "Эхо Москвы передает, что химфак эвакуирован, найдена ртуть в сливном колодце". Вечером мне звонят встревоженные заведующие кафедрами, наши выпускники из-за границы. На следующий день звонили из редакций газет. В четверг я вернулся из Челябинска с Всероссийской олимпиады по химии, пришли сотрудницы лаборатории адсорбции и говорят, что у них обнаружено существенное превышение концентрации ртути в комнате. Мы с В.И.Штепой вызвали представителей санэпидемстанции. Они профессионально провели анализы и заключили, что никакой ртути нет, все в пределах нормы. Очевидно, что экологическая полиция надеялась получить большой штраф с факультета. Чрезвычайные происшествия (экологические срывы, аварии, массовые отравления) имеют, как правило, одну общую черты: трудно бывает оперативно и четко обнаружить и определить токсичные вещества, провести надежный химический анализ, чтобы принять адекватные меры по их ликвидации. Если при этом анализы будут делать на разных факультетах или даже на разных кафедрах, в порядке просьб или срочных поручений, при отсутствии единого методического подхода, без технических и юридических полномочий, это может катастрофически усугубить размеры и последствия любой чрезвычайной ситуации. К сожалению, вероятность возникновения таких ситуаций постоянно возрастает, а возможности соответствующих служб и подразделений правильно и быстро определить источник, степень загрязненности и, особенно, состав опасных токсикантов остаются на низком уровне.

        На химическом факультете функционирует Аналитический центр, который имеет документально подтвержденную техническую компетентность и юридические полномочия для профессионального решения всего спектра задач эколого-аналитического контроля на территории мгу как в штатных, так и в чрезвычайных ситуациях. Необходимо лишь предоставить ему соответствующие полномочия. Создание такого полномочного центра в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории МГУ является первоочередной задачей, поскольку профессионально выявленные источники, масштабы, степень опасности и необходимые меры по предупреждению, ликвидации или локализации экологической чрезвычайной ситуации определяют объем и последовательность всех последующих Действий и управленческих решений.

        Поэтому единственно правильным решением было бы централизованно поручить все функции эколого-аналитического контроля в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в МГУ Аналитическому центру Химического факультета, созданному по решению Ученого Совета МГУ (протокол №5 от 21 декабря 1998 г.). Центр аккредитован Госстандартом РФ, имеет федеральную лицензию на проведение эколого-аналитического контроля на территории РФ, эта лицензия внесена в реестр действующих на территории г. Москвы. Центр имеет большой опыт сотрудничества по решению экологических проблем с различными ведомствами и организациями федерального и регионального уровней. Авторитет и профессионализм специалистов Центра помогли бы избежать множества проблем во взаимоотношениях университета в целом и отдельных его факультетов с природоохранными ведомствами и организациями города, избежать необоснованных, многочисленных и немалых штрафных санкций.

        Для выполнения центром функций по эколого-аналитическому контролю на территории МГУ в полном объеме и на профессиональной основе необходимо дооснастить его недостающими приборами экспертного химико-аналитического и радиологического контроля и, в частности, портативными аналитическими приборами для оснащения группы немедленного экологического реагирования – группы "скорой экологической помощи".

        Вместе с тем, я еще раз обращаюсь ко всем руководителям: будьте предельно внимательны, профессионально требовательны и аккуратны в вопросах обеспечения безопасности экспериментальных работ в лабораториях факультета.

        За прошедший год численность сотрудников, по данным отдела кадров на 2 апреля, составляет: 1834 штатных и 93 совместителя (965 женщин и 869 мужчин). На факультете работают более 200 докторов наук и 693 кандидата наук, 12 академиков и 4 член-корр. РАН. На предыдущих заседаниях мы слушали подробные отчеты моих заместителей о научной, финансовой, учебной деятельности. Важнейшие достижения наших ученых и педагогов регулярно освещались в средствах массовой информации: практически в каждом выпуске газеты "Поиск", в газетах "Московская правда", "Известия", "Московский комсомолец", "Российская газета", неоднократно на TV, в журнале "NewsWeek", специальном выпуске журнала "StructuralChemistry", в ряде других изданий.

        Глубокоуважаемые члены Совета, я остановился лишь на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных достижениях и проблемах деятельности факультета 2003-2004 отчетном году.

        Я очень благодарен Вам всем за активную работу, поддержку наших добрых дел и начинаний, полезные советы и замечания по многим важным моментам в жизни факультета. Считанные дни остаются до важных исторических вех в истории российского образования, науки и культуры - 75-летия факультета, 250-летия МГУ. Пользуясь удобным случаем, выражаю глубокую благодарность моим заместителям, всем работникам служб и отделов, студентам, аспирантам за все доброе, что вы вносите в развитие химического факультета и Московского университета. Я прошу руководителей кафедр, отделов и служб выдвинуть до 30 мая достойных кандидатов для награждения в связи с предстоящими юбилеями.

        Для всех нас Московский университет - родной дом, в котором мы проводим большую часть нашей жизни. Я думаю, что выражу наши общее чувство – теплый, доброжелательный, творческий университетский дух прежде всего утверждается нашим ректором. Я искренне благодарен вам, Виктор Антонович, за повседневное внимание, поддержку, помощь в решении многих вопросов, с которыми я к вам часто обращаюсь.

        Не сомневаюсь, что все мы сделаем много доброго и полезного во благо родного факультета и нашего первого Российского университета.

        Благодарю за внимание.


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору