Кафедра аналитической химии

Из истории кафедры аналитической химии

Научное обслуживание в области химического анализа осуществлялось с первых лет существования Московского университета; первая химическая лаборатория открылась в 1760 г. В конце 18-го века много внимания уделялось обнаружению и определению драгоценных металлов ("пробирной химии"), затем - анализу минеральных вод (Ф. Шмидт, 1807-1882).
Во второй половине 19-го столетия в университете стали часто делать анализы для промышленности, главным образом по заказам московских фабрикантов. В учебные курсы вопросы химического анализа вводили по крайней мере на протяжении всего 19-го века. В 1827 г. сотрудник университета А.А. Иовский выпустил книгу "Химические уравнения с описанием различных способов определять количественное содержание химических веществ". Аналитическую химию в дореволюционное время преподавали в университете выдающиеся химики: В.В. Марковников, М.М. Коновалов, И.А. Каблуков, Н.М. Кижнер, Н.А. Шилов, Н.Д. Зелинский. Однако подготовка профессиональных химиков-аналитиков начата была позднее, первая дипломная работа по аналитической химии была защищена в 1928 г. В.В. Ипатьевым. После революции немало усилий было затрачено на анализ химических реактивов, производство которых налаживалось в стране. Эти работы проводились длительное время в сотрудничестве с Институтом реактивов (ИРЕА). На исследованиях по аналитической химии чистых реактивов, в которых нужно было определять примеси, выросли будущие ведущие сотрудники кафедры - Е.С. Пржевальский, В.М. Пешкова и другие. Профессор К.Л. Маляров проводил работы по микрохимии и аналитической гидрохимии. В конце 20-х годов, когда создавалась кафедра, аналитическая химия использовала преимущественно химические ("мокрые") методы - гравиметрические (тогда они назывались весовыми), титриметрические (объемные), классические методы газового анализа. В весьма небольшом масштабе применялись некоторые физико- химические и физические методы - кондуктометрия, потенциометрия, колориметрия, спектральный анализ. Важное место на кафедре в предвоенные, военные и первые послевоенные годы занимал ее заведующий

Пржевальский
Евгений Степанович

Евгений Степанович Пржевальский, который некоторое время был также деканом химического факультета и директором существовавшего до 1953 г. Научно-исследовательского института химии Московского университета. Другие ведущие сотрудники и преподаватели тех времен - В.М. Пешкова, Н.В. Костин (тоже был деканом), П.К. Агасян . В 1953 г. заведовать кафедрой был приглашен профессор Иван Павлович Алимарин, который был в должности заведующего 36 лет. Академик Алимарин (1903-1989) был наиболее известным в нашей стране ученым-аналитиком. Он внес вклад в анализ минерального сырья, радиохимические аналитические методы, новые методы разделения веществ; много внимания уделял органическим аналитическим реагентам.

И.П.Алимарин длительное время руководил Научным советом АН СССР по аналитической химии, был главным редактором "Журнала аналитической химии", работал в Международном союзе теоретической и прикладной химии. Основные направления научных работ кафедры в 50-80 годах - определение примесей в неорганических веществах, в том числе высокочистых; органические аналитические реагенты; экстракция ионов металлов; ионо-обменная, затем экстракционная хроматография; полярография, потенциометрия; атомно-эмиссионный анализ, позднее лазерная спектрометрия, кинетические методы, отчасти газовый анализ. Известность имели работы профессоров А.И. Бусева, В.М. Пешковой, В.М. Иванова и др. по органическим аналитическим реагентам, профессора П.К. Агасяна, доцентов Е.Н. Виноградовой, З.А. Галлай по электрохимическим методам, доцента Н.И. Тарасевича по спектральному анализу. Профессора Ю.Я. Кузяков, Н.Е. Кузьменко и Ф.А. Гимельфарб, возглавлявшие после Н.И. Тарасевича лабораторию спектроскопических методов, привнесли - каждый - что-то новое в эту область.